Инструкции, методики

НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

(Инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, подконтрольными инспекции котлонадзора МПС России» )

Строительная деятельность




┌──┬────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│N │       Операция         │                    Сигнал                   │
├──┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│1.│Поднять груз или крюк   │Прерывистое движение вверх руки перед грудью │
│  │                        │ладонью вверх; рука согнута в локте          │
│2.│Опустить груз или крюк  │Прерывистое движение вниз руки перед грудью  │
│  │                        │ладонью вниз; рука согнута в локте           │
│3.│Передвинуть кран (мост) │Движение вытянутой рукой ладонью по направле-│
│  │                        │нию требуемого движения крана (моста)        │
│4.│Передвинуть тележку     │Движение рукой, согнутой в локте, ладонью по │
│  │                        │направлению требуемого движения тележки      │
│5.│Повернуть стрелу        │Движение рукой, согнутой в локте, ладонью по │
│  │                        │направлению требуемого движения              │
│6.│Поднять стрелу          │Подъем вытянутой руки, предварительно опущен-│
│  │                        │ной до вертикального положения; ладонь рас-  │
│  │                        │крыта                                        │
│7.│Опустить стрелу         │Опускание вытянутой руки, предварительно под-│
│  │                        │нятой до вертикального положения; ладонь рас-│
│  │                        │крыта                                        │
│8.│Осторожно (применяется  │Кисти рук обращены ладонями одна к другой на │
│  │перед подачей основного │небольшом расстоянии, руки при этом подняты  │
│  │сигнала в случае надоб- │вверх (при работе с флажком последний нап-   │
│  │ности незначительного   │равлен параллельно к ладони другой руки)     │
│  │перемещения)            │                                             │
│9.│Стоп (прекратить подъем │Резкое движение рукой вправо и влево на уров-│
│  │или передвижение)       │не пояса, ладонь обращена вниз               │
└──┴────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘

Примечание:
1. При работе башенных кранов для лучшей видимости подаваемых сигналов положение ладони заменяется соответствующим положением красного или желтого сигнального флажка.
2. При применении сигнального флажка должны соблюдаться следующие требования:
а) сигналы подаются развернутым флажком;
б) по окончании надобности в подаче сигналов флажок должен быть свернут;
в) сигнальный флажок должен иметь размеры: полотнище - 260 х 200 мм, длина древка - 350 мм.




Приложение 8
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Находящиеся в работе стальные канаты (тросы) бракуются, если число обрывов проволок на длине одного шага свивки превышает нормы, указанные в табл. 1.
Таблица 1
┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│ Первоначальный  │ Конструкции канатов с одним органическим сердечником  │
│   коэффициент   ├─────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┤
│запаса прочности │6 х 19 = 114 │6 х 37 = 222 │6 х 61 = 366 │18 х 19 = 342│
│при установленном├─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┤
│ отношении D / d │                       Тип свивки                      │
│       <*>       ├─────┬───────┬─────┬───────┬─────┬───────┬─────┬───────┤
│                 │крес-│одно-  │крес-│одно-  │крес-│одно-  │крес-│одно-  │
│                 │товая│сторон-│товая│сторон-│товая│сторон-│товая│сторон-│
│                 │     │няя    │     │няя    │     │няя    │     │няя    │
├─────────────────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────┤
│До 6             │12   │6      │22   │11     │36   │18     │36   │18     │
│6 - 7            │14   │7      │26   │13     │38   │19     │38   │19     │
│Свыше 7          │16   │8      │30   │15     │40   │20     │40   │20     │
└─────────────────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┘



--------------------------------
<*> D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.

2. Шаг свивки каната определяется следующим образом: на поверхности какой-либо пряди (см. рисунок 1 - не приводится) наносится метка (точка "а"), от которой отсчитывается вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате). На следующей после отсчета пряди (в данном случае седьмой) наносится вторая метка (точка "б"). Расстояние между метками (точками "а" и "б") принимается за шаг свивки каната. У многопрядных тросов шаг свивки каната определяется по наружному слою прядей.
3. Канат, изготовленный из проволок различного диаметра, бракуется согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается условно.
При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за единицу, а обрыв толстой проволоки - за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет: 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1) и, следовательно, канат бракуется.
4. Канат, конструкция которого не указана в табл. 1, бракуется исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6 х 19 = 144 проволок с одним органическим сердечником. Для браковки каната 8 х 19 = 152 следует данные табл. 1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6 х 9 = 114 умножается на коэффициент 1,33 (92 / 72), где 96 и 72 - числа проволок в наружных слоях прядей одного и другого каната. Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего ГОСТа или подсчитывается на канате.
5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуются, даже если число обрывов проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 1.
6. Если канат имеет поверхностный износ или коррозию, число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
Таблица 2
┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│Уменьшение диаметра проволоки в │Число обрывов проволоки на шаге свивки в│
│результате поверхностного износа│     % от норм, указанных в табл. 1     │
│        при коррозии, %         │                                        │
├────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│10                              │85                                      │
│15                              │75                                      │
│20                              │70                                      │
│25                              │60                                      │
│30 и более                      │50                                      │
└────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘



При износе или коррозии, достигшей 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Примечание. Износ или коррозия проволок по диаметру определяется микрометром или достаточно точным другим инструментом. Для этого в месте обрыва на участке наибольшего износа отгибают конец проволоки и толщину проволоки измеряют после удаления с нее грязи и ржавчины.

7. Если число обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1, или определено согласно указаниям в п. п. 3, 4, 5, 6, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва - канат может быть использован в работе при условии:
а) тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;
б) смены по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
8. Если груз подвешен на двух канатах, то бракуют каждый в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.
9. При обнаружении оборванной пряди канат использовать не разрешается.




Приложение 9
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
НАИМЕНЬШЕЕ ДОПУСТИМОЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ОСНОВАНИЯ
ОТКОСА КАНАВЫ ДО БЛИЖАЙШИХ ОПОР КРАНА
┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│   Глубина   │                 Грунт (ненасыпной)               │
│   канавы    ├────────┬──────────┬───────────┬─────────┬────────┤
│ (в метрах)  │песчаный│супесчаный│суглинистый│глинистый│лессовый│
├─────────────┼────────┼──────────┼───────────┼─────────┼────────┤
│1            │1,5     │1,25      │1,0        │1,0      │1,0     │
│2            │3,0     │2,4       │2,0        │1,5      │2,0     │
│3            │4,0     │3,6       │3,25       │1,75     │2,5     │
│4            │5,0     │4,4       │4,0        │3,0      │3,0     │
│5            │6,0     │5,3       │4,75       │3,5      │3,5     │
└─────────────┴────────┴──────────┴───────────┴─────────┴────────┘






Приложение 10
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПРИКАЗА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ОБЪЕКТОВ КОТЛОНАДЗОРА И ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

ПРИКАЗ

Начальника ________________________________________________________________

"__" ____________ 199_ г. N ___________

Об организации технического надзора
по безопасной эксплуатации объектов
котлонадзора и грузоподъемных машин

Для организации технического надзора по обеспечению безопасной и
безаварийной эксплуатации, содержанию в исправном состоянии объектов
котлонадзора и грузоподъемных машин приказываю:
1. Ответственным за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных
машин, за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов,
ответственным за надзор за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов,
работающих под давлением (указать конкретно объекты, имеющиеся на
предприятии, в организации), назначить главного инженера _________________,
(фамилия, имя,
отчество)
а на время его отсутствия - главного механика ____________________________.

Примечание. При отсутствии должности главного инженера ответственность
за надзор за объектами котлонадзора и грузоподъемными машинами возлагается
на руководителя, исполняющего функции главного инженера.
При наличии на предприятии более 50 объектов должна быть создана группа
надзора под руководством главного инженера. Численность группы
согласовывается с инспекцией котлонадзора МПС.

2. Ответственному за надзор по безопасной эксплуатации объектов
составлять планы работы, которые утверждаются начальником предприятия
(организации) и согласовываются с инспекцией котлонадзора МПС.
3. Ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии назначить главного механика ____________________________________,

а на время его отсутствия ________________________________________________.

Примечание. На крупных предприятиях (заводах) ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть назначен в
каждом цехе, где имеется большое количество кранов.

4. Установить, что ответственный за содержание грузоподъемных машин в
исправном состоянии обязан лично осматривать грузоподъемные машины и
крановые пути 1 раз в 15 дней с записью результатов осмотра в журнал
осмотра кранов.
Данным ответственным лицам подчинить обслуживающий персонал (машинистов
кранов, слесарей и электриков, обслуживающих краны).
Инструментальную проверку крановых путей проводить не реже одного раза
в год (перед техническим освидетельствованием), а башенных кранов - 2 раза
- весной и осенью.
5. Ответственными лицами за безопасное производство работ кранами и
содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и
тары назначить:
по участку N 1 ________________________________________________________

на время его отсутствия _______________________________________________

по участку N 2 ________________________________________________________

на время его отсутствия _______________________________________________

по участку N 3 ________________________________________________________

на время его отсутствия _______________________________________________

и т.д.
Вышеуказанным лицам проводить периодический осмотр съемных
грузозахватных приспособлений и тары в сроки, установленные Правилами
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), с
записью результатов осмотра в журнал осмотра.
Примечание. Ответственным за содержание в исправном состоянии и
проведение периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и
тары может быть назначен ответственный за содержание в исправном состоянии
грузоподъемных машин.

6. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию
котлов, трубопроводов пара и горячей воды, ответственным за исправное
состояние и безопасное действие сосудов по участку ________________________
назначить начальника (мастера) котельной _________________________________,

на время его отсутствия ___________________________________________________

7. Ответственным за организацию эксплуатации лифтов
по участку N 1 ________________________________________________________

на время его отсутствия _______________________________________________

Примечание. Для предприятий, имеющих договоры со специализированными
организациями по ремонту лифтов, в этот пункт записывается наименование
предприятия, отвечающего за организацию эксплуатации лифта, номер договора
и дата его подписания.

8. Ответственным лицом за надзор за исправным состоянием и безопасной
эксплуатацией эскалаторов назначить ______________________________________,

на время его отсутствия назначить ________________________________________.

9. Ответственным лицом за содержание эскалаторов в исправном состоянии
и безопасную их эксплуатацию назначить:
по участку N 1 ________________________________________________________

на время его отсутствия _______________________________________________

по участку N 2 ________________________________________________________

на время его отсутствия ______________________________________________.

10. Ответственным за надзор по безопасной эксплуатации подъемников
(вышек) назначить ________________________________, на время его отсутствия

___________________________________.


Страницы: 4 из 6  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->