Инструкции, методики
Строительная деятельность
1. Находящиеся в работе стальные канаты (тросы) бракуются, если число обрывов проволок на длине одного шага свивки превышает нормы, указанные в табл. 1.
--------------------------------
<*> D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.
2. Шаг свивки каната определяется следующим образом: на поверхности какой-либо пряди (см. рисунок 1 - не приводится) наносится метка (точка "а"), от которой отсчитывается вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате). На следующей после отсчета пряди (в данном случае седьмой) наносится вторая метка (точка "б"). Расстояние между метками (точками "а" и "б") принимается за шаг свивки каната. У многопрядных тросов шаг свивки каната определяется по наружному слою прядей.
3. Канат, изготовленный из проволок различного диаметра, бракуется согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается условно.
При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за единицу, а обрыв толстой проволоки - за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет: 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1) и, следовательно, канат бракуется.
4. Канат, конструкция которого не указана в табл. 1, бракуется исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6 х 19 = 144 проволок с одним органическим сердечником. Для браковки каната 8 х 19 = 152 следует данные табл. 1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6 х 9 = 114 умножается на коэффициент 1,33 (92 / 72), где 96 и 72 - числа проволок в наружных слоях прядей одного и другого каната. Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего ГОСТа или подсчитывается на канате.
5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуются, даже если число обрывов проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 1.
6. Если канат имеет поверхностный износ или коррозию, число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При износе или коррозии, достигшей 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Примечание. Износ или коррозия проволок по диаметру определяется микрометром или достаточно точным другим инструментом. Для этого в месте обрыва на участке наибольшего износа отгибают конец проволоки и толщину проволоки измеряют после удаления с нее грязи и ржавчины.
7. Если число обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1, или определено согласно указаниям в п. п. 3, 4, 5, 6, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва - канат может быть использован в работе при условии:
а) тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;
б) смены по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
8. Если груз подвешен на двух канатах, то бракуют каждый в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.
9. При обнаружении оборванной пряди канат использовать не разрешается.
ПРИКАЗ
Начальника ________________________________________________________________
"__" ____________ 199_ г. N ___________
Об организации технического надзора
по безопасной эксплуатации объектов
котлонадзора и грузоподъемных машин
Для организации технического надзора по обеспечению безопасной и
безаварийной эксплуатации, содержанию в исправном состоянии объектов
котлонадзора и грузоподъемных машин приказываю:
1. Ответственным за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных
машин, за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов,
ответственным за надзор за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов,
работающих под давлением (указать конкретно объекты, имеющиеся на
предприятии, в организации), назначить главного инженера _________________,
(фамилия, имя,
отчество)
а на время его отсутствия - главного механика ____________________________.
Примечание. При отсутствии должности главного инженера ответственность
за надзор за объектами котлонадзора и грузоподъемными машинами возлагается
на руководителя, исполняющего функции главного инженера.
При наличии на предприятии более 50 объектов должна быть создана группа
надзора под руководством главного инженера. Численность группы
согласовывается с инспекцией котлонадзора МПС.
2. Ответственному за надзор по безопасной эксплуатации объектов
составлять планы работы, которые утверждаются начальником предприятия
(организации) и согласовываются с инспекцией котлонадзора МПС.
3. Ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии назначить главного механика ____________________________________,
а на время его отсутствия ________________________________________________.
Примечание. На крупных предприятиях (заводах) ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть назначен в
каждом цехе, где имеется большое количество кранов.
4. Установить, что ответственный за содержание грузоподъемных машин в
исправном состоянии обязан лично осматривать грузоподъемные машины и
крановые пути 1 раз в 15 дней с записью результатов осмотра в журнал
осмотра кранов.
Данным ответственным лицам подчинить обслуживающий персонал (машинистов
кранов, слесарей и электриков, обслуживающих краны).
Инструментальную проверку крановых путей проводить не реже одного раза
в год (перед техническим освидетельствованием), а башенных кранов - 2 раза
- весной и осенью.
5. Ответственными лицами за безопасное производство работ кранами и
содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и
тары назначить:
по участку N 1 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
по участку N 2 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
по участку N 3 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
и т.д.
Вышеуказанным лицам проводить периодический осмотр съемных
грузозахватных приспособлений и тары в сроки, установленные Правилами
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), с
записью результатов осмотра в журнал осмотра.
Примечание. Ответственным за содержание в исправном состоянии и
проведение периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и
тары может быть назначен ответственный за содержание в исправном состоянии
грузоподъемных машин.
6. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию
котлов, трубопроводов пара и горячей воды, ответственным за исправное
состояние и безопасное действие сосудов по участку ________________________
назначить начальника (мастера) котельной _________________________________,
на время его отсутствия ___________________________________________________
7. Ответственным за организацию эксплуатации лифтов
по участку N 1 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
Примечание. Для предприятий, имеющих договоры со специализированными
организациями по ремонту лифтов, в этот пункт записывается наименование
предприятия, отвечающего за организацию эксплуатации лифта, номер договора
и дата его подписания.
8. Ответственным лицом за надзор за исправным состоянием и безопасной
эксплуатацией эскалаторов назначить ______________________________________,
на время его отсутствия назначить ________________________________________.
9. Ответственным лицом за содержание эскалаторов в исправном состоянии
и безопасную их эксплуатацию назначить:
по участку N 1 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
по участку N 2 ________________________________________________________
на время его отсутствия ______________________________________________.
10. Ответственным за надзор по безопасной эксплуатации подъемников
(вышек) назначить ________________________________, на время его отсутствия
___________________________________.
Страницы: 4 из 6 <-- предыдущая cодержание следующая -->
НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
(Инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, подконтрольными инспекции котлонадзора МПС России» )Строительная деятельность
┌──┬────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │N │ Операция │ Сигнал │ ├──┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │1.│Поднять груз или крюк │Прерывистое движение вверх руки перед грудью │ │ │ │ладонью вверх; рука согнута в локте │ │2.│Опустить груз или крюк │Прерывистое движение вниз руки перед грудью │ │ │ │ладонью вниз; рука согнута в локте │ │3.│Передвинуть кран (мост) │Движение вытянутой рукой ладонью по направле-│ │ │ │нию требуемого движения крана (моста) │ │4.│Передвинуть тележку │Движение рукой, согнутой в локте, ладонью по │ │ │ │направлению требуемого движения тележки │ │5.│Повернуть стрелу │Движение рукой, согнутой в локте, ладонью по │ │ │ │направлению требуемого движения │ │6.│Поднять стрелу │Подъем вытянутой руки, предварительно опущен-│ │ │ │ной до вертикального положения; ладонь рас- │ │ │ │крыта │ │7.│Опустить стрелу │Опускание вытянутой руки, предварительно под-│ │ │ │нятой до вертикального положения; ладонь рас-│ │ │ │крыта │ │8.│Осторожно (применяется │Кисти рук обращены ладонями одна к другой на │ │ │перед подачей основного │небольшом расстоянии, руки при этом подняты │ │ │сигнала в случае надоб- │вверх (при работе с флажком последний нап- │ │ │ности незначительного │равлен параллельно к ладони другой руки) │ │ │перемещения) │ │ │9.│Стоп (прекратить подъем │Резкое движение рукой вправо и влево на уров-│ │ │или передвижение) │не пояса, ладонь обращена вниз │ └──┴────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘
Примечание:
1. При работе башенных кранов для лучшей видимости подаваемых сигналов положение ладони заменяется соответствующим положением красного или желтого сигнального флажка.
2. При применении сигнального флажка должны соблюдаться следующие требования:
а) сигналы подаются развернутым флажком;
б) по окончании надобности в подаче сигналов флажок должен быть свернут;
в) сигнальный флажок должен иметь размеры: полотнище - 260 х 200 мм, длина древка - 350 мм.
Приложение 8
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
1. Находящиеся в работе стальные канаты (тросы) бракуются, если число обрывов проволок на длине одного шага свивки превышает нормы, указанные в табл. 1.
Таблица 1
┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐ │ Первоначальный │ Конструкции канатов с одним органическим сердечником │ │ коэффициент ├─────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┤ │запаса прочности │6 х 19 = 114 │6 х 37 = 222 │6 х 61 = 366 │18 х 19 = 342│ │при установленном├─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┤ │ отношении D / d │ Тип свивки │ │ <*> ├─────┬───────┬─────┬───────┬─────┬───────┬─────┬───────┤ │ │крес-│одно- │крес-│одно- │крес-│одно- │крес-│одно- │ │ │товая│сторон-│товая│сторон-│товая│сторон-│товая│сторон-│ │ │ │няя │ │няя │ │няя │ │няя │ ├─────────────────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────┤ │До 6 │12 │6 │22 │11 │36 │18 │36 │18 │ │6 - 7 │14 │7 │26 │13 │38 │19 │38 │19 │ │Свыше 7 │16 │8 │30 │15 │40 │20 │40 │20 │ └─────────────────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┘
--------------------------------
<*> D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.
2. Шаг свивки каната определяется следующим образом: на поверхности какой-либо пряди (см. рисунок 1 - не приводится) наносится метка (точка "а"), от которой отсчитывается вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате). На следующей после отсчета пряди (в данном случае седьмой) наносится вторая метка (точка "б"). Расстояние между метками (точками "а" и "б") принимается за шаг свивки каната. У многопрядных тросов шаг свивки каната определяется по наружному слою прядей.
3. Канат, изготовленный из проволок различного диаметра, бракуется согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается условно.
При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за единицу, а обрыв толстой проволоки - за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет: 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1) и, следовательно, канат бракуется.
4. Канат, конструкция которого не указана в табл. 1, бракуется исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6 х 19 = 144 проволок с одним органическим сердечником. Для браковки каната 8 х 19 = 152 следует данные табл. 1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6 х 9 = 114 умножается на коэффициент 1,33 (92 / 72), где 96 и 72 - числа проволок в наружных слоях прядей одного и другого каната. Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего ГОСТа или подсчитывается на канате.
5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуются, даже если число обрывов проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 1.
6. Если канат имеет поверхностный износ или коррозию, число обрывов проволок на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
Таблица 2
┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐ │Уменьшение диаметра проволоки в │Число обрывов проволоки на шаге свивки в│ │результате поверхностного износа│ % от норм, указанных в табл. 1 │ │ при коррозии, % │ │ ├────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤ │10 │85 │ │15 │75 │ │20 │70 │ │25 │60 │ │30 и более │50 │ └────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘
При износе или коррозии, достигшей 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Примечание. Износ или коррозия проволок по диаметру определяется микрометром или достаточно точным другим инструментом. Для этого в месте обрыва на участке наибольшего износа отгибают конец проволоки и толщину проволоки измеряют после удаления с нее грязи и ржавчины.
7. Если число обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1, или определено согласно указаниям в п. п. 3, 4, 5, 6, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва - канат может быть использован в работе при условии:
а) тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;
б) смены по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
8. Если груз подвешен на двух канатах, то бракуют каждый в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.
9. При обнаружении оборванной пряди канат использовать не разрешается.
Приложение 9
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
НАИМЕНЬШЕЕ ДОПУСТИМОЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ОСНОВАНИЯ
ОТКОСА КАНАВЫ ДО БЛИЖАЙШИХ ОПОР КРАНА
ОТКОСА КАНАВЫ ДО БЛИЖАЙШИХ ОПОР КРАНА
┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐ │ Глубина │ Грунт (ненасыпной) │ │ канавы ├────────┬──────────┬───────────┬─────────┬────────┤ │ (в метрах) │песчаный│супесчаный│суглинистый│глинистый│лессовый│ ├─────────────┼────────┼──────────┼───────────┼─────────┼────────┤ │1 │1,5 │1,25 │1,0 │1,0 │1,0 │ │2 │3,0 │2,4 │2,0 │1,5 │2,0 │ │3 │4,0 │3,6 │3,25 │1,75 │2,5 │ │4 │5,0 │4,4 │4,0 │3,0 │3,0 │ │5 │6,0 │5,3 │4,75 │3,5 │3,5 │ └─────────────┴────────┴──────────┴───────────┴─────────┴────────┘
Приложение 10
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
к Инструкции
от 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПРИКАЗА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ОБЪЕКТОВ КОТЛОНАДЗОРА И ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ОБЪЕКТОВ КОТЛОНАДЗОРА И ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
ПРИКАЗ
Начальника ________________________________________________________________
"__" ____________ 199_ г. N ___________
Об организации технического надзора
по безопасной эксплуатации объектов
котлонадзора и грузоподъемных машин
Для организации технического надзора по обеспечению безопасной и
безаварийной эксплуатации, содержанию в исправном состоянии объектов
котлонадзора и грузоподъемных машин приказываю:
1. Ответственным за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных
машин, за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов,
ответственным за надзор за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов,
работающих под давлением (указать конкретно объекты, имеющиеся на
предприятии, в организации), назначить главного инженера _________________,
(фамилия, имя,
отчество)
а на время его отсутствия - главного механика ____________________________.
Примечание. При отсутствии должности главного инженера ответственность
за надзор за объектами котлонадзора и грузоподъемными машинами возлагается
на руководителя, исполняющего функции главного инженера.
При наличии на предприятии более 50 объектов должна быть создана группа
надзора под руководством главного инженера. Численность группы
согласовывается с инспекцией котлонадзора МПС.
2. Ответственному за надзор по безопасной эксплуатации объектов
составлять планы работы, которые утверждаются начальником предприятия
(организации) и согласовываются с инспекцией котлонадзора МПС.
3. Ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии назначить главного механика ____________________________________,
а на время его отсутствия ________________________________________________.
Примечание. На крупных предприятиях (заводах) ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть назначен в
каждом цехе, где имеется большое количество кранов.
4. Установить, что ответственный за содержание грузоподъемных машин в
исправном состоянии обязан лично осматривать грузоподъемные машины и
крановые пути 1 раз в 15 дней с записью результатов осмотра в журнал
осмотра кранов.
Данным ответственным лицам подчинить обслуживающий персонал (машинистов
кранов, слесарей и электриков, обслуживающих краны).
Инструментальную проверку крановых путей проводить не реже одного раза
в год (перед техническим освидетельствованием), а башенных кранов - 2 раза
- весной и осенью.
5. Ответственными лицами за безопасное производство работ кранами и
содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и
тары назначить:
по участку N 1 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
по участку N 2 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
по участку N 3 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
и т.д.
Вышеуказанным лицам проводить периодический осмотр съемных
грузозахватных приспособлений и тары в сроки, установленные Правилами
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), с
записью результатов осмотра в журнал осмотра.
Примечание. Ответственным за содержание в исправном состоянии и
проведение периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и
тары может быть назначен ответственный за содержание в исправном состоянии
грузоподъемных машин.
6. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию
котлов, трубопроводов пара и горячей воды, ответственным за исправное
состояние и безопасное действие сосудов по участку ________________________
назначить начальника (мастера) котельной _________________________________,
на время его отсутствия ___________________________________________________
7. Ответственным за организацию эксплуатации лифтов
по участку N 1 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
Примечание. Для предприятий, имеющих договоры со специализированными
организациями по ремонту лифтов, в этот пункт записывается наименование
предприятия, отвечающего за организацию эксплуатации лифта, номер договора
и дата его подписания.
8. Ответственным лицом за надзор за исправным состоянием и безопасной
эксплуатацией эскалаторов назначить ______________________________________,
на время его отсутствия назначить ________________________________________.
9. Ответственным лицом за содержание эскалаторов в исправном состоянии
и безопасную их эксплуатацию назначить:
по участку N 1 ________________________________________________________
на время его отсутствия _______________________________________________
по участку N 2 ________________________________________________________
на время его отсутствия ______________________________________________.
10. Ответственным за надзор по безопасной эксплуатации подъемников
(вышек) назначить ________________________________, на время его отсутствия
___________________________________.
Страницы: 4 из 6 <-- предыдущая cодержание следующая -->