Инструкции, методики

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА НАДЗОР ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ И ЗА БЕЗОПАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ КРАНАМИ, ПОДКОНТРОЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИИ КОТЛОНАДЗОРА МПС РОССИИ»

(утв. МПС рФ 15 августа 1994 г. N ЦРБ-287)

Разделы:
Строительная деятельность




Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
Ю.М.ГЕРАСИМОВ
15 августа 1994 г. N ЦРБ-287

Согласовано
Вице-президент
АО Корпорация "Трансстрой"
А.П.КОЖЕВНИКОВ
20 июля 1994 года

Вводится в действие
с 1 января 1995 года
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ
ЗА НАДЗОР ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН,
ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
И ЗА БЕЗОПАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ КРАНАМИ, ПОДКОНТРОЛЬНЫМИ
ИНСПЕКЦИИ КОТЛОНАДЗОРА МПС РОССИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) <*> руководители предприятий, организаций, учреждений (начальник, главный инженер) независимо от форм собственности, а также частные лица обязаны обеспечить содержание грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары, находящихся в их ведении, в исправном состоянии, а также безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора, освидетельствования, ремонта и обслуживания.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Правила.

1.2. В этих целях приказом руководителя предприятия по организации надзора (Приложение 10 настоящей Инструкции <**>) на предприятии, в организации должны быть назначены из числа инженерно-технических работников ответственные:
- 1.2.1. За надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
- 1.2.2. За содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;
- 1.2.3. За безопасное производство работ кранами в цехах, на строительных площадках, а также на участках, где применяются грузоподъемные машины.
--------------------------------
<**> Далее по тексту - приложение.

1.3. Назначение указанных в п. 1.2 настоящей Инструкции лиц производится после проверки комиссией знаний ими соответствующих разделов Правил, должностных инструкций, а также обязанностей, указанных в разделах 2, 3, 4 настоящей Инструкции. По согласованию с инспекцией котлонадзора МПС России допускается отсрочка проверки знаний, но не более одного месяца со дня назначения.
1.4. Аттестация, а также проверка знаний настоящей Инструкции и Правил должны производиться квалификационной комиссией под председательством инспектора котлонадзора.
Состав комиссии и срок проверки знаний определяются Положением о порядке проверки знаний у руководящих работников и специалистов от 12.05.94 N ЦРБ-262.
1.5. Периодическая проверка знаний всех ответственных лиц с участием инспектора котлонадзора производится не реже 1 раза в 3 года, а лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, кроме того, - ежегодно комиссией предприятия без участия инспектора котлонадзора.
1.6. Лицам, прошедшим аттестацию или проверку знаний, выдается удостоверение по форме, указанной в Приложении 1. Результаты аттестации, проверки знаний ответственных лиц оформляются протоколом (Приложение 13).
1.7. Лица, допустившие нарушение настоящей Инструкции, Правил или производственных инструкций, должны подвергаться внеочередной проверке знаний этих документов.
При неудовлетворительном результате проверки знаний повторная проверка может быть произведена в сроки, устанавливаемые квалификационной комиссией, но не ранее чем через 2 недели.
Лица, показавшие неудовлетворительные знания при третьей проверке, не допускаются к работам, перечисленным в п. 1.2 настоящей Инструкции.
1.8. На предприятиях, в организациях, где имеется более 50 единиц грузоподъемных кранов, надзор за их безопасной эксплуатацией должен быть поручен нескольким инженерно-техническим работникам под общим руководством главного инженера, а при наличии менее 50 единиц ответственность за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин возлагается на главного инженера, а при его отсутствии - на руководителя, выполняющего обязанности главного инженера. Для предприятий с малым числом грузоподъемных машин (до 5 кранов) ответственный за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин может назначаться вышестоящей организацией один для обслуживания нескольких предприятий.
1.9. Ответственные за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин подчиняются непосредственно руководителю предприятия.
1.10. Ответственный за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.
1.11. Ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии предприятия, организации должна быть возложена на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, которому подчинен персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий кран.
Должность, фамилия, имя, отчество и роспись ответственного лица, номер и дата приказа о его назначении должны быть внесены в паспорт крана. Эти сведения вносятся в паспорт до регистрации крана в инспекции котлонадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.
1.12. Ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии подчиняются руководству предприятий, организаций, на балансе которых находятся эти машины.
1.13. Ответственный за безопасное производство работ кранами должен быть назначен из числа инженерно-технических работников (начальников цехов, сменных мастеров, прорабов, начальников производственных участков и др.) в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных кранов. В отдельных случаях, по согласованию с инспекцией котлонадзора, допускается назначать ответственными за безопасное производство работ кранами освобожденных бригадиров, после их аттестации согласно п. 1.4 настоящей Инструкции.
1.14. Фамилия, имя, отчество и должность ответственного за безопасное производство работ кранами должны быть четко написаны на табличке и вывешены в цехах, на строительной площадке и в других местах, где сосредоточена работа грузоподъемными машинами.
1.15. Ответственные за безопасное производство работ кранами, назначаемые в каждой смене из числа инженерно-технических работников, подчиняются непосредственно руководству предприятия, цеха или участка работ по перемещению грузов кранами. В их подчинении находятся работники (стропальщики), связанные с использованием и обслуживанием грузоподъемных машин.
1.16. Ответственность за безопасное производство работ кранами на каждом участке работ в течение каждой смены может быть возложена только на одного работника. Приказ о его назначении должен находиться на участке производства работ.
1.17. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях выполнение обязанностей ответственного лица должно быть возложено на работника, заменившего его по должности. Это оформляется приказом в порядке, предусмотренном п. 1.2, 1.3, 1.4 настоящей Инструкции.
1.18. При сдаче крана в аренду к договору прилагается копия приказа об организации надзора за передаваемыми грузоподъемными машинами с назначением ответственных лиц согласно п. 1.2 настоящей Инструкции и в соответствии с требованиями действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин).
1.19. В случае, когда стропальщики находятся в ведении другой организации, не являющейся владельцем крана, ответственность за обеспечение безопасности обслуживания крана аттестованными стропальщиками несет руководство предприятия, организации, в штате которой они состоят.
2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА НАДЗОР
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

2.1. Ответственный за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин в своей работе обязан руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), действующими инструкциями, методическими указаниями и информационными письмами, а также Правилами устройства электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
2.2. Ответственный за надзор должен работать по плану, утвержденному руководителем предприятия, организации или руководителем, которому подчинено это лицо.
2.3. Ответственный за надзор обязан:
- 2.3.1. Осуществлять надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и других грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений Правил;
- 2.3.2. Обеспечивать наличие и соответствие Правилам технической документации на грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тару и соблюдать установленный Правилами порядок ввода их в эксплуатацию;
- 2.3.3. Соблюдать установленный Правилами порядок назначения ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и контролировать наличие у этих лиц удостоверений и производственных инструкций;
- 2.3.4. Проверять соблюдение установленного Правилами порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин, организовывать периодическую проверку соблюдения требований Правил обслуживающим персоналом, быть председателем комиссии по аттестации и периодической проверке знаний Правил обслуживающим и ремонтным персоналом, а также проверять знания Правил обслуживающим персоналом на рабочем месте, обеспечивать сохранность Протоколов проверки знаний;
- 2.3.5. Проверять выполнение предписаний, выданных ответственным за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и инспекцией котлонадзора МПС России, регулярность проведения личного осмотра грузоподъемных машин ответственным за их содержание в исправном состоянии в сроки, установленные приказом по организации надзора, выполнение ремонта грузоподъемных машин, крановых путей и проведение осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары в сроки, установленные Правилами;
- 2.3.6. Производить в соответствии с Правилами первичные, очередные и внеочередные освидетельствования грузоподъемных кранов, записывать результаты освидетельствования в паспорт крана, контролировать изготовление и осмотры съемных грузозахватных приспособлений и тары;
- 2.3.7. Проверять выполнение Правил, обращая особое внимание на соблюдение:
- - правильности строповки и зацепки грузов, состояние и соответствие требованиям Правил применяемых съемных грузозахватных приспособлений и тары;
- - габаритов складируемых грузов согласно проектам производства работ;
- - системы нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередач, на железнодорожных путях электрифицированных участков, на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов, а также при ремонте этих кранов;
- 2.3.8. Присутствовать при обследовании инспектором котлонадзора МПС России состояния техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин;
- 2.3.9. Проводить не реже одного раза в 3 месяца совещания по вопросам соблюдения безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятиях и в цехах с обслуживающим объекты котлонадзора персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин.
2.4. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений, а также разрешение на ввод их в эксплуатацию должно производиться ответственным за надзор согласно п. 7.2.1 - 7.3.28 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин).
2.5. Ответственный за надзор при обнаружении неисправностей, а также нарушений Правил при работе грузоподъемных кранов и их обслуживании, могущих вызвать аварию или несчастный случай, должен приостановить работу грузоподъемного крана с записью в вахтенный журнал. Ответственный за надзор не должен допускать эксплуатации крана или другой грузоподъемной машины, если:
- 2.5.1. Обслуживание ее производится неаттестованным или с просроченной проверкой знаний Правил машинистом крана или стропальщиком;
- 2.5.2. Не назначен ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;
- 2.5.3. Истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины;
- 2.5.4. Не выполнены предписания инспекции котлонадзора по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
- 2.5.5. На грузоподъемной машине выявлены неисправности, свидетельствующие об отсутствии технического надзора за ее состоянием и могущие вызвать аварию;
- 2.5.6. Имеются трещины в ответственных узлах металлоконструкций;
- 2.5.7. Выявлен недопустимый износ крюков, канатов, цепей и других грузозахватных приспособлений;
- 2.5.8. Неисправны механизмы подъема груза, изменения вылета стрелы крана, поворота крана и передвижения;
- 2.5.9. Неисправен тормоз механизма подъема груза или тормоз механизма изменения вылета стрелы;
- 2.5.10. Неисправно заземляющее устройство или завышено его сопротивление, отсутствуют протоколы ежегодного замера заземления и сопротивления изоляции элементов электрооборудования кранов;
- 2.5.11. Неисправен ограничитель грузоподъемности или ограничитель высоты подъема груза, стрелы, передвижения крана и тележки, поворота, блокировки дверей и люков, сигнального прибора;
- 2.5.12. Неисправен или отсутствует автоматический указатель вылета стрелы и грузоподъемности;
- 2.5.13. Имеется неисправность кранового пути, угрожающая сходом с рельсов или опрокидыванием крана, а также другие неисправности, угрожающие безопасности работы;
- 2.5.14. Не ведется в установленные приказом по организации надзора сроки личный осмотр грузоподъемных машин ответственным за содержание их в исправном состоянии с записью в журнале осмотра кранов.
2.6. Ответственные за надзор имеют право:
- 2.6.1. В любое время суток посещать цеха, строительные площадки и участки, где эксплуатируются грузоподъемные машины, проверять их состояние, условия эксплуатации, соблюдение Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ответственными лицами и обслуживающим персоналом, а также мастерами цеха, где производится ремонт кранов, требовать соблюдения Правил при эксплуатации и ремонте грузоподъемных машин, знакомиться с технической документацией на краны, грузозахватные приспособления к ним и другое оборудование;
- 2.6.2. Останавливать (с наложение пломбы) работу грузоподъемных машин при наличии неисправностей, могущих вызвать аварию или травмирование людей. В этих случаях работа грузоподъемных машин может быть возобновлена только с разрешения ответственного за надзор. Отменить предписание ответственного за надзор о запрещении работы крана может только начальник или главный инженер предприятия, организации при согласии на это дорожного инспектора котлонадзора;
- 2.6.3. Требовать от лиц, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и безопасное производство работ кранами, предъявления (для проверки) документов по вопросам, связанным с безопасной и безаварийной работой грузоподъемных машин (журналов осмотра кранов, съемных грузозахватных приспособлений и т.п.);
- 2.6.4. Давать обязательные для администрации цехов предприятий и организаций предписания и устанавливать сроки устранения нарушений, выявленных при проверке;
- 2.6.5. Ставить вопрос перед администрацией предприятия, организации об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих инструкции и Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин);
- 2.6.6. Ставить вопрос о наказании виновных в нарушении Правил и инструкций.
2.7. Ответственный за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин отвечает за своевременное и качественное проведение технических освидетельствований грузоподъемных машин. Он обязан систематически проверять соблюдение Правил администрацией предприятий и организаций при эксплуатации, содержании и ремонте кранового хозяйства. При этом он должен руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), приказами и указаниями МПС России, управлений железных дорог, отделений железных дорог, трестов и управлений строительств и других вышестоящих организаций, а также указаниями органов котлонадзора МПС России.
3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА СОДЕРЖАНИЕ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ

3.1. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должен знать устройство кранов, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации кранов, производственные инструкции для обслуживающего персонала и руководствоваться ими при работе.
3.2. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии с электрическим или паровым приводом должен знать Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в части, касающейся электрооборудования кранов, Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и обеспечить выполнение их при эксплуатации кранов.
3.3. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан обеспечить:
- 3.3.1. Содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического личного осмотра грузоподъемных машин с записью результатов осмотра в журнал личных осмотров (Приложение 3) и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары, укомплектованность грузоподъемных машин средствами индивидуальной защиты и исправным инструментом;
- 3.3.2. Обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению возложенных на них обязанностей, а также периодическую проверку знаний обслуживающим персоналом действующих правил и инструкций не реже чем через 12 месяцев, проводить систематический инструктаж этого персонала;
- 3.3.3. Обслуживающий персонал производственными инструкциями и выполнение этим персоналом содержащихся в инструкциях норм по обслуживанию кранов;
- 3.3.4. Своевременную остановку и подготовку кранов к техническому освидетельствованию;
- 3.3.5. Ремонт кранов в соответствии с графиком;
- 3.3.6. Выполнение предписаний дорожной инспекции котлонадзора и лица, осуществляющего надзор за кранами на данном предприятии (организации);
- 3.3.7. Хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару;
- 3.3.8. Обслуживание кранов постоянно закрепленным персоналом, не допуская перехода машинистов кранов для работы с одного крана на другой. При необходимости перевода машиниста с одного крана на другой того же типа, но другой модели или на кран с другим приводом машинист должен быть ознакомлен с особенностями устройства и обслуживания этого крана, пройти стажировку с проверкой его практических навыков. Перевод машиниста крана или помощника машиниста на кран с паровым приводом, если они не имеют удостоверения на обслуживание крана с таким приводом, может быть произведена только в порядке, предусмотренном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин).
Перевод машиниста с крана одного типа на кран другого типа (например, с башенного на мостовой) допускается только после обучения и аттестации его в порядке, установленном Правилами.
3.4. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан:
- 3.4.1. Присутствовать при контрольных проверках кранов, проводимых инспектором котлонадзора, а также при технических освидетельствованиях, проводимых ответственным за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
- 3.4.2. Подготавливать краны к техническому освидетельствованию и испытанию их грузом, на что должен составляться акт, отражающий:
- - состояние металлоконструкций грузоподъемного крана и его сварных (заклепочных) соединений, наличие трещин, деформации, ослаблений клепаных и болтовых соединений и других дефектов;
- - состояние крюка, деталей его подвески (износ и отсутствие трещин в крюке и в нарезной части). У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна производиться заводской лабораторией с применением методов неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана.
Методом неразрушающего контроля должно быть проверено:
- нет ли трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой и траверсой. Такая проверка производится не реже одного раза в год. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливается администрацией предприятия;
- состояние блоков, осей и деталей их крепления, грузового полиспаста, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов;
- соответствие веса, противовеса и балласта у стреловых кранов значениям, указанным в паспорте;
- соответствие состояния кранового пути требованиям Правил;
- состояние заземления элементов электрооборудования и сопротивления изоляции электрических кранов с определением сопротивления растеканию тока, которое проверяется электрослужбой предприятия. Акт проверки должен храниться вместе с паспортом крана.
3.5. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может допустить в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведения технического освидетельствования его и разрешения, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученных машинистов кранов, стропальщиков и аттестованных лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами. В указанных случаях разрешение на работу кранов, подлежащих регистрации в органах котлонадзора, должно быть получено от дорожного инспектора котлонадзора МПС, а для кранов нерегистрируемых - от ответственного за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.
3.6. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан:
- 3.6.1. Установить порядок приемки и сдачи смены машинистами, выделить необходимое время машинистам для осмотра крана и смазки механизмов;
- 3.6.2. Закрепить за кранами слесарей и электромонтеров для производства осмотра и текущего ремонта;
- 3.6.3. Проводить периодические осмотры кранов и крановых путей в сроки, установленные приказом по организации надзора с записью результатов в журнал осмотра;
- 3.6.4. Проводить периодический осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары в сроки, установленные Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, с записью результатов осмотра в журнал (Приложение 2), если эти обязанности не возложены на другое ответственное лицо;
- 3.6.5. Обеспечить машинистов кранов вахтенными журналами (Приложение 4);
- 3.6.6. Следить за наличием на рабочих местах схем правильной обвязки и зацепки грузов. Такие схемы должны быть выданы на руки машинистам кранов и стропальщикам;
- 3.6.7. Обеспечить наличие на кране плаката с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов, исправных индивидуальных средств защиты и инструмента;
- 3.6.8. Контролировать обеспечение стропальщиков исправными, испытанными, маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и исправной маркированной тарой;
- 3.6.9. Контролировать проведение осмотра и нивелировки крановых путей в соответствии с графиком и Правилами;
- 3.6.10. Не допускать без своего разрешения перестановки тупиковых упоров, концевых выключателей и их линеек;
- 3.6.11. Контролировать выполнение установленного Правилами порядка допуска персонала, обслуживающего краны, и других рабочих на крановые пути для производства ремонтных и других работ только по наряду-допуску, определяющему условия безопасности производства работ (Приложение 6);
- 3.6.12. Еженедельно контролировать записи машинистов кранов в вахтенных журналах и принимать меры по устранению выявленных недостатков.
3.7. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должен установить порядок, при котором машинист крана может приступить к работе на кране только после получения ключа или марки на право управления краном, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесари, электромонтеры и другие лица забирали у машиниста ключ или марку только на период пребывания их на кране.
3.8. При эксплуатации башенных, козловых и других кранов, работающих на строительстве, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан потребовать:
- 3.8.1. Наличия на кранах или на участке работ таблиц веса строительных деталей, схем способов зацепки и обвязки грузов и предупредительных плакатов и надписей;
- 3.8.2. Наличия в местах производства работ плакатов с указаниями фамилий ответственных за безопасное производство работ кранами и стропальщиков. На башенных кранах должны быть опломбированы дверки защитных панелей.
3.9. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должен:
- 3.9.1. Производить периодическую проверку контрольным грузом ограничителей грузоподъемности кранов (башенных, стреловых самоходных и др.) с записью результатов проверки в журнал периодических осмотров;
- 3.9.2. Обеспечивать краны приспособлениями для запирания дверей кабин и контролировать запирание их персоналом;
- 3.9.3. Не допускать без своего разрешения установку в кабинах башенного и других кранов, работающих на открытом воздухе, электропечей и других отопительных приборов;
- 3.9.4. Направлять стреловые самоходные краны на участок производства работ только по типовой заявке (Приложение 11), в которой должны быть указаны: фамилия ответственного за безопасное производство работ кранами, фамилии стропальщиков и номера их удостоверений, напряжение линии электропередач и расстояние от места производства работ до линии при необходимости выполнения работ вблизи линии электропередачи. Указанные данные должны быть вписаны в путевой лист, а при необходимости работ вблизи линии электропередачи эти данные должны быть записаны в наряде-допуске (Приложение 5). В путевом листе должно быть также указано, что кран находится в исправном состоянии;
- 3.9.5. Обеспечивать наличие на стреловых самоходных кранах предупредительных надписей ("Не стой под стрелой и в зоне возможного опускания груза", "Запрещается работа вблизи ЛЭП без наряда-допуска", "Берегись поворота крана" и др.);
- 3.9.6. Производить осмотр кранов перед выпуском их из гаража и обеспечивать устранение обнаруженных неисправностей; при этом должно быть обращено особое внимание на состояние постоянно замкнутых ленточных тормозов механизмов подъема и изменения вылета стрелы (отсутствие трещин в ленте и собачках, исправность и надежность креплений, отсутствие масла на шкиве и т.п.), осмотр которых с разборкой и при помощи лупы должен производиться не реже одного раза в 10 дней с отметкой в журнале осмотра.
3.10. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии не должен допускать к работе и обслуживанию кранов необученных или с просроченным сроком проверки знаний машинистов кранов, помощников, слесарей и электромонтеров, а также работу кранов при отсутствии обученных стропальщиков или при отсутствии ответственного за безопасное производство работ кранами.
3.11. Ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должен систематически проводить инструктаж слесарей и электромонтеров по правильному содержанию <...>, <...> машинистов кранов, кроме того, по правильной установке кранов и безопасному производству работ, разбирая случаи допущенных нарушений, аварий и травматизма.
3.12. При инструктаже машинистов мостовых кранов, а также слесарей и электромонтеров, обслуживающих мостовые краны, должно быть обращено особое внимание их на:
- 3.12.1. Необходимость строгого выполнения установленного на данном предприятии порядка применения марочной системы обслуживания кранов;
- 3.12.2. Опасность выхода и хождения по крановым путям и посадки на кран не через посадочную площадку;
- 3.12.3. Недопустимость работы крана при неисправном ограничителе высоты подъема крюка.
3.13. При инструктаже машинистов автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов должно быть обращено внимание на:
- 3.13.1. Недопустимость установки крана для работы ближе 30 м от линии электропередачи без наряда-допуска, определяющего условия безопасного выполнения работ;
- 3.13.2. Порядок установки на уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов с применением дополнительных опор;
- 3.13.3. Порядок проверки тормозов механизма подъема груза и изменения вылета стрелы, а также возможных их неисправностей;
- 3.13.4. Опасность нахождения людей вблизи работающего крана из-за возможности зажатия их между неповоротной и поворотной частями крана.
3.14. При инструктаже машинистов стреловых самоходных кранов всех типов (автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, железнодорожных) должно быть обращено внимание их на необходимость соблюдения расстояния не менее 1 м между поворотной частью крана в любом его положении и габаритами приближения строений или штабелями грузов, колоннами, подвижным составом и т.п. Ответственный за исправное состояние кранов должен ознакомить машинистов этих кранов с инструкцией завода-изготовителя, обратив особое внимание на возможность совмещения операций при работе крана, а также на возможность и условия опускания стрелы с грузом.
3.15. При инструктаже машинистов башенных кранов должно быть обращено внимание на:
- 3.15.1. Недопустимость работы при неисправном ограничителе грузоподъемности и ограничителе высоты подъема крюка (стрелы);
- 3.15.2. Необходимость соблюдения расстояния не менее 700 мм между выступающими элементами крана и грузом при его укладке;
- 3.15.3. Недопустимость заклинивания контактов из-за неисправности электрических цепей; при падении напряжения сети.
3.16. При инструктаже машинистов стреловых кранов на железнодорожном ходу должно быть обращено внимание на:





Страницы: 1 из 6  1 2 3 4 5 6









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)