Новости

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Разделы:
Составление смет в строительстве




РЕЗОЛЮЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

18-19 марта 2008 года состоялось Всероссийское совещание по вопросам реализации государственной политики в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве, посвященное обсуждению концепции совершенствования и развития существующего порядка определения стоимости строительной продукции, а также вопросов повышения эффективности деятельности региональных органов по ценообразованию в строительстве и специализированных отраслевых организаций.

Совещание проводилось с участием руководителей структурных подразделений Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов, Главгосэкспертизы России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, представителей крупных и средних предприятий реального сектора экономики, осуществляющих инвестиционную деятельность в сфере строительства, организаций строительного комплекса Российской Федерации, а также региональных органов по ценообразованию в строительстве.

Совещание было открыто выступлением и.о. руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Бланка Владимира Викторовича с информацией о ходе реализации государственной политики в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве с учетом изменившегося градостроительного и бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе:

– о роли Росстроя в реализации государственной политики в сфере строительства и градостроительной деятельности;

– о разработанной концепции определения стоимости строительства на различных этапах инвестиционно-строительного процесса, позволяющей реализовать положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с учетом Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87;

– о подготовке отдельных решений Правительства Российской Федерации в развитие градостроительного и бюджетного законодательства (о порядке проверки достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов и порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта и др.);

– об устранении многочисленных неточностей в редакциях сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), выпущенных в 2001-2004 годы и издании новой, уточненной редакции сборников ГЭСН-2001 и ФЕР-2001;

– о необходимости ускорения работы по внесению соответствующих изменений и дополнений в территориальную сметно-нормативную базу ценообразования (ТЕР-2001);

– о необходимости автоматизации процесса проверки территориальных и отраслевых сметных норм на предмет их соответствия государственной системе ценообразования;

– о необходимости упорядочения и унификации информационно-справочных документов регионального уровня по вопросам сметного ценообразования;

– о необходимости усиления контроля за внедрением, применением и соответствием баз данных в составе автоматизированных программ сметных расчетов официальной редакции сметных нормативов, применяемых для определения стоимости объектов, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

– о необходимости введения универсального электронного формата представления сметной документации в составе проекта строительства, необходимого для автоматизации процесса проверки достоверности сметного раздела проектной документации на основе автоматизированного комплекса разработки и экспертизы сметной документации ГОССТРОЙСМЕТА;

– о необходимости создания единой информационной базы данных стоимости строительных ресурсов (материалов, изделий, конструкций, оборудования) и объектов массового строительства;

– о необходимости повышения эффективности работы в части координации деятельности региональных, отраслевых и специализированных организаций в сфере сметного ценообразования и подготовке Федеральным центром ценообразования в строительстве предложений по созданию системы уполномоченных региональных органов по ценообразованию в строительстве с централизованной и однородной структурой.

В ХОДЕ СОВЕЩАНИЯ БЫЛИ ЗАСЛУШАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СООБЩЕНИЯ:

От Управления строительных программ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Савина Д.В.):

– о ходе работы по развитию и совершенствованию существующей системы ценообразования в строительстве;

– о характере выявленных неточностей в редакциях сборников ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ФССЦ-2001, ФСЭМ-2001, выпуска 2001-2004 годов, связанных с ошибками кодификации, идентификации строительных ресурсов, арифметическими ошибками, в т.ч. при округлении результатов промежуточных итераций и др. системных ошибок, общим количеством более 70 тысяч;

– о выпуске новой, уточненной редакции сборников ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 (письмо Росстроя от 08.08.2007 № СК-2919/02), которая издана с учетом соответствующих изменений и дополнений и является уточненной редакцией сметно-нормативной базы ценообразования, введенной в действие Госстроем России;

– о необходимости принятия комплекса мер по предотвращению несоответствия баз данных в составе сметных программ официальной редакции изданий сметных нормативов, учитывая, что в отдельных сметных программах, распространяемых в ряде регионов России, выявлено до 30 процентов стоимостных показателей, официально отсутствующих на федеральном и региональных уровнях, а также сотни показателей, не соответствующих значениям в официальных изданиях;

– о введении электронного эталона сметно-нормативной базы ценообразования СНБ-2001, сопровождаемого единой регистрационной картой Федерального центра ценообразования в строительстве, являющейся основным признаком достоверности содержимого баз данных автоматизированных программ сметных расчетов действующей редакции сборников сметных нормативов всех уровней (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001, отраслевых сметных норм ОЕР-2001);

– о необходимости разработки нормативно-методических документов, учитывающих специфику строительства в специализированных отраслях строительного производства (объектов дорожного хозяйства, атомной энергетики, энергетической инфраструктуры, аэродромных объектов и др.) и формирования сборников сметных цен на оборудование, применяемое в отдельных отраслях промышленности;

– о подготовке унифицированных форм региональных информационно-справочных документов, включая сборник сметных цен на строительные ресурсы в текущем уровне цен, позволяющих обеспечить предприятия строительного комплекса однородными и достоверными данными, необходимыми для повышения точности сметных расчетов.

От Федерального государственного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (Ермолаева Е.Е.):

– о проведенной работе по устранению значительного количества ошибок, замечаний и неточностей в сборниках ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ФССЦ-2001, ФСЭМ-2001, сдерживающих процессы автоматизации развития и совершенствования существующей системы ценообразования, в т.ч. процесс разработки укрупненных сметных нормативов;

– о подготовке новых видов укрупненных сметных нормативов, в том числе:

– сборников укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), предназначенных для применения на стадии обоснования инвестиций и проверки эффективности инвестиционных проектов, сформированных по видам объектов массового строительства с нормативами стоимости на единицу измерения основного показателя объекта (площади, объема, протяженности и др.);

– сборников укрупненных показателей по видам работ (УПВР), предназначенных для применения на стадии проектирования и проверки достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта, сформированных по видам конструктивных решений на единицу измерения вида работ (на кв.м пола, кв.м стены, куб.м кладки, куб.м бетона и т.д.);

– о целесообразности разработки нормативно-методических документов, учитывающих организационно-технологические особенности строительства в отдельных отраслях промышленности в случае заинтересованности соответствующих отраслевых и специализированных организаций;

– о массовых случаях выявления на территории Российской Федерации фактов издания несуществующих сметных нормативов со всеми внешними признаками и атрибутами официальных изданий;

– о необходимости наличия в официальных изданиях по вопросам ценообразования голограммы Федерального центра ценообразования в строительстве в левом нижнем углу обложки и гербовой печати ФЦЦС на первой странице издания. Отсутствие указанных атрибутов – признак недостоверности издания;

– о начале функционирования комплексной автоматизированной системы «ЦЕНТР-РЕГИОН» с целью создания общегосударственной электронной базы данных сметных нормативов, включающей сметные нормы и расценки федерального, регионального и отраслевых уровней;

– о предлагаемой помощи Федерального центра ценообразования в строительстве по внесению изменений и дополнений к ГЭСН-2001 в территориальную сметно-нормативную базу ценообразования ТЕР-2001 (с учетом автоматизации процесса формирования сметных норм, достигнутого при разработке новой редакции документов федерального уровня, эта работа займет 2-4 месяца);

– о разработке специализированного автоматизированного программно-технического комплекса для создания и ведения Всероссийской базы данных о стоимости строительных ресурсов, применяемых на территории Российской Федерации (до конца года предполагается завершение работы по созданию единой базы данных о текущей стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, применяемых в строительстве; база данных будет интерактивной и доступной как сметчикам, так и снабженческо-сбытовым организациям);

– о подготовке примерного рубрикатора унифицированного ежемесячного регионального информационно-справочного издания «Вестник по вопросам ценообразования», содержащего однородные данные о стоимости строительных ресурсов и региональные индексы изменения стоимости строительства по единой номенклатуре, что позволит значительно повысить уровень достоверности информации, применяемой для сметных расчетов, и обеспечит её единообразие во всех регионах;

– о подготовке однородной номенклатуры индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам объектов строительства в развитие существующей системы индексации, применяемой на ранних стадиях проектирования;

– о возможных мероприятиях по проверке соответствия баз данных сметных нормативов, содержащихся в составе автоматизированных программ сметных расчетов, официальной редакции документов государственной системы ценообразования всех уровней (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001, отраслевых сметных норм ОЕР-2001);

– о подготовке регистрационной карты электронного эталона СНБ-2001 для автоматизированных программ сметных расчетов, как основного признака соответствия содержимого автоматизированных программ сметных расчетов действующей редакции сборников сметных нормативов всех уровней (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001, отраслевых сметных норм ОЕР-2001);

– о создании автоматизированного комплекса ГОССТРОЙСМЕТА и подготовке универсального электронного формата представления сметной документации в составе проекта строительства, необходимого для автоматизации процесса проверки достоверности сметного раздела проектной документации;

– о создании автоматизированного комплекса, позволяющего учитывать внутрихозяйственные «текущие» затраты строительного предприятия в реальных условиях строительства совместимого с существующими программами «управления проектами» в строительстве;

– о создании национальной Ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга, Профессионального союза сметчиков и предложениях по созданию системы уполномоченных региональных органов по ценообразованию в строительстве с централизованной и однородной структурой.

От Федерального государственного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (Ржевской Т.В.):

– об обязательности применения официальных документов сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве при проведении государственной экспертизы сметной документации;

– о выявляемых случаях применения «несуществующих» сметных норм в составе сметного раздела проектной документации и недопустимости использования печатной продукции, выпускаемой различными неуполномоченными организациями;

– об обязательности выделения в сметной документации сметной стоимости строительства в базисном уровне цен с целью соблюдения существующей методологии сметного нормирования и сопоставимости данных о сметной стоимости запроектированных объектов.

Ответственных представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей региональных центров по ценообразованию в строительстве Самарской, Омской, Томской областей, Пермского края и др. регионов России:

– о необходимости разработки порядка формирования средних сметных цен на ресурсы, применяемые в строительстве, методики разработки индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, а также методических документов по учету отдельных видов затрат в строительстве;

– о необходимости выпуска сметных нормативов на техническое обслуживание и ремонт оборудования городского хозяйства;

– о принятии решения о способах учета в сметных нормативах изменения разрядной сетки рабочих-строителей в связи с введением в действие Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008-2010 годы и утверждением «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» (приказ Минздравсоцразвития России № 243 от 6 апреля 2007 г.);– о необходимости работы по профессиональной аттестации специалистов в сфере сметного нормирования и ценообразования в строительстве, организованной Федеральным центром ценообразования в строительстве.

Представителей отраслевых, заинтересованных общественных организаций и предприятий строительного комплекса:

– о необходимости выпуска сметных нормативов, учитывающих специфику строительства в отдельных отраслях промышленности;

– о значительных погрешностях в расчетах стоимости строительства в связи с применением единого индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по субъектам Российской Федерации, сообщаемых ежеквартально без дифференциации по видам объектов строительства;

– о необходимости выпуска методических документов, позволяющих учитывать нетрадиционные методы организации и производства работ;

– о необходимости активизации работы по разработке нормативов по новым, современным технологиям строительного производства;

– о необходимости выпуска сборников сметных цен на технологическое оборудование и сборника сметных норм и расценок на ремонт технологического оборудования;

– о необходимости разработки системы сметных нормативов, позволяющих с высокой степенью достоверности определять сметную стоимость строительства на ранних стадиях проектирования;

– о необходимости разработки методики определения стоимости строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также комплекса сметных нормативов и информационно-справочных документов для повышения достоверности сметных расчетов в транспортном строительстве;

– о необходимости наведения порядка в сфере автоматизации сметных расчетов и обеспечения предприятий строительного комплекса достоверной официальной нормативно-методической документацией по вопросам сметного ценообразования в электронном виде;

– о необходимости проведения работы по повышению степени информированности в вопросах сметного нормирования и ценообразования в строительстве работников контрольно-финансовых органов, осуществляющих проверку целевого и эффективного использования средств бюджетов различных уровней, направленных на финансирование строительства.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОВЕЩАНИЯ БЫЛИ ПРИНЯТЫ СЛЕДУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ:

Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

Обеспечить реализацию предложенной и одобренной Концепции определения стоимости строительства на различных этапах инвестиционно-строительного процесса, позволяющей реализовать положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с учетом Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

Федеральному государственному учреждению «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (Ермолаев Е.Е.):

1. Организовать разработку, формирование и введение в действие:

– укрупненных показателей стоимости строительства, предназначенных для обоснования затрат на стадии принятия решения о его экономической целесообразности (при проверке эффективности инвестиционных проектов), а также для определения стоимости строительных объектов на ранних стадиях проектирования;

– укрупненных показателей по видам работ, необходимых для повышения точности сметных расчетов на этапе проектирования и проверки достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов;

– отраслевых сметных нормативов и необходимых методических документов, учитывающих особенности строительства в отдельных отраслях промышленности;

– сборников сметных цен на оборудование, применяемое в строительстве;

– сборников сметных норм и расценок на ремонт технологического оборудования, а также сборников норм и расценок на техническое обслуживание и ремонт оборудования городского хозяйства.

– нормативно-методических документов, необходимых для определения стоимости отдельных видов затрат на стадиях, предшествующих началу строительных работ, а также методических документов для повышения достоверности расчетов стоимости работ на объектах, в отношении которых не проводится государственная экспертиза проектной документации (работ по капитальному, текущему ремонтам и др.).

2. В заявительном порядке проводить рассмотрение расчетов стоимости работ на объектах, в отношении которых не проводится государственная экспертиза проектной документации (работ по капитальному, текущему ремонтам и др.).

3. Обеспечивать региональные органы по ценообразованию в строительстве информационно-справочными материалами федерального уровня (в объеме 40-50 страниц) с целью последующего дополнения их региональными данными и издания регионального «Вестника ценообразования» с однородной обложкой и содержанием (рубрикатором), рассмотренными в ходе совещания.

4. Обеспечить региональные органы по ценообразованию в строительстве едиными ресурсно-технологическими моделями, предназначенными для разработки индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам объектов строительства по номенклатуре, рассмотренной в ходе совещания.

5. Организовать проверку соответствия баз данных сметных нормативов, содержащихся в составе автоматизированных программ сметных расчетов, официальной редакции документов государственной системы ценообразования всех уровней (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001, отраслевых сметных норм ОЕР-2001).

6. Разместить в общем доступе на сайте www.estml.ru техническое описание универсального электронного формата представления сметной документации, необходимого для обеспечения возможности импортирования результатов сметных расчетов, выполненных с применением различных сметных программ, в программный комплекс разработки и экспертизы сметной документации ГОССТРОЙСМЕТА.

7. Доводить до предприятий инвестиционно-строительной сферы информацию о результатах проверки соответствия баз данных сметных нормативов, содержащихся в составе автоматизированных программ сметных расчетов, официальной редакции документов государственной системы ценообразования.

8. Обеспечить региональные органы по ценообразованию в строительстве необходимым количеством регистрационных карт электронного эталона сметно-нормативной базы ценообразования СНБ-2001 и определить порядок подтверждения факта внедрения в состав программ сметных расчетов эталона СНБ-2001.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным органам по ценообразованию в строительстве:

1. Провести работу по разработке изменений и дополнений к действующей редакции территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) и (или) выпуску ТЕР-2001 в новой редакции, с учетом изменений, внесенных в редакцию сборников государственных элементных сметных норм ГЭСН-2001, федерального сборника сметных цен на ресурсы, применяемые в строительстве ФССЦ-2001, и федерального сборника сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов ФСЭМ-2001.

2. Организовать выпуск ежемесячного регионального «Вестника ценообразования» с однородной обложкой и примерным содержанием (рубрикатором), рассмотренными в ходе совещания.

3. Осуществить формирование однородных данных о стоимости строительных ресурсов в составе региональных изданий.

4. Организовать разработку индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам объектов строительства по номенклатуре, рассмотренной в ходе совещания.

5. На территории субъектов Российской Федерации провести мероприятия по проверке соответствия баз данных сметных нормативов, содержащихся в составе автоматизированных программ сметных расчетов, официальной редакции документов государственной системы ценообразования всех уровней (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001, отраслевых сметных норм ОЕР-2001) и направлять соответствующую информацию о результатах проверок в Федеральный центр ценообразования в строительстве.

6. Принять во внимание необходимость доведения регистрационной карты СНБ-2001 до пользователей автоматизированных программ сметных расчетов на основании соответствующих договоров с разработчиками сметных программ, после получения подтверждения факта внедрения в состав программ эталона СНБ-2001 со сметными нормами, предусмотренными новой редакцией сборников федеральной сметно-нормативной базы ценообразования (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ФССЦ-2001, ФСЭМ-2001).

7. Организовать информационное сопровождение и провести мероприятия по внедрению автоматизированного программного комплекса разработки и экспертизы сметной документации ГОССТРОЙСМЕТА на территории субъектов Российской Федерации.

Рекомендовать представителям отраслевых, заинтересованных общественных организаций и предприятий строительного комплекса:

1. Информировать Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов о проблемах, связанных с определением стоимости строительства в отдельных отраслях промышленности.

2. Рассмотреть возможность участия в финансировании работ, выполняемых Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов по развитию и совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в Российской Федерации в части создания нормативно-методических документов, учитывающих организационно-технологические особенности строительства в отдельных отраслях промышленности.

3. Организовать работу по формированию сборников сметных цен на оборудование, применяемое в отдельных отраслях промышленности, а также сборников сметных цен на специализированные виды строительных материалов, изделий и конструкций.

4. Изыскать возможность представления данных, необходимых для формирования отраслевых разделов Всероссийской базы данных о стоимости строительных ресурсов, применяемых на территории Российской Федерации, создаваемой Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов.

Рекомендовать проектным организациям:

1. Представить в Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов информацию о проблемах, связанных с определением стоимости строительства на стадии формирования сметного раздела проектной документации.

2. Организовать применение официальных документов сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве при формировании сметного раздела проектной документации и принять меры по выявлению в составе автоматизированных программ сметных расчетов «несуществующих» сметных нормативов, а также контрафактных печатных изданий документов сметно-нормативной базы.

3. По обращениям Федерального центра ценообразования в строительстве организовать предоставление данных по запроектированным объектам строительства, необходимых для формирования укрупненных сметных нормативов.

В ходе работы Всероссийского совещания региональные органы по ценообразованию в строительстве, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, приняли решение о вступлении в национальную Ассоциацию сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга в качестве ее региональных органов.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)