Интервью
Круглик С.И., заместитель министра регионального развития Российской Федерации

ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Разделы:
Строительная деятельность





Вопрос:

Строительная отрасль сегодня бурно развивается. Какие основные проблемы волнуют специалистов, работающих в этой отрасли?

Ответ:

Основные проблемы – это доступ к земле, т.е. отсутствие градостроительных решений на этой земле и техническое регулирование. Эти проблемы сегодня являются достаточно серьезным замедляющим фактором в строительстве.

С одной стороны, это отсутствие технических регламентов и связанных с этим строительных норм и правил, которые пять лет назад прекратили свое существование. Эти нормы действовали только лишь в части, которая не противоречит Закону о техническом регулировании, поскольку за пять лет строительная отрасль достаточно далеко ушла вперед в техническом отношении. К примеру, раньше в стране почти не строили технически опасные и уникальные объекты – это некоторые серии высотных жилых домов, вантовые мосты, другие объекты, проекты которых сегодня даже проектировщику сложно сделать. Но если даже проектировщики по неким другим нормам берутся их делать, то экспертизу таких проектов провести практически невозможно, хотя она и обязательна на федеральном уровне. Хотя многие специалисты признают, что советская система технического регулирования была одной из лучших в мире.

Это достаточно серьезно повлияет на качество выполняемых строительных работ. Уже сейчас ведется работа в этом направлении. В ближайшие месяцы будет определен подход к системе безопасности в строительстве. Со следующей недели будет начато публичное обсуждение первого технического регламента, который будет утвержден законодательно. Он будет касаться безопасности в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. После принятия этого первого техрегламента будем утверждать постановлениями Правительства специальные технические регламенты, связанные с мостами, с высотными зданиями, и по типам и видам строительства - линейным сооружениям и так далее. Различные СНиПы также будут являться составной частью системы технического регулирования. Их существует где-то около 760. Сейчас мы проводим анализ всей существующей базы. Из них по нашим подсчетам где-то порядка 140 будет выбрано и откорректировано. Именно они и будут являться логическим продолжением тех специальных законов, которые будут приниматься по тем или иным видам объектов строительства.

Вторая проблема, которая существует в строительной отрасли, – земельные отношения. В 2004 году было принято решение, что с 1 октября 2005 года земли строительного назначения будут реализовываться через аукционную систему. В разных субъектах этот процесс идет по-разному: в тех регионах и городах, где процедура уже отработана, как, например, в Калининградской области, где практически второй год все участки земли идут через аукционную систему, ситуация складывается хорошо. Но в большинстве субъектов процесс реализации земли посредством аукциона идет крайне сложно. Решить эту проблему можно. Например, предварительно выработать правила землепользования и застройки, провести ряд градостроительных работ. Так, в каждой части города определяются зоны, где можно заниматься промышленным строительством или возводить офисные или жилые здания. И только после этого можно эту землю продавать. Лучше, если при этом будут градостроительные ограничения – по этажности и т.д. Тогда станет ясно, для каких целей эта земля покупается.

Надо вести долгосрочную градостроительную политику, которая выражена в формировании генерального плана и именно таких схем, как схема развития, допустим, коммунальной инфраструктуры, которая рассчитана на 20 - 25 лет, и которая каждый год закладывается в бюджетную, в тарифную политику. В Советском Союзе во всех городах были генеральные планы. Дело в том, что любой генеральный план – это перспектива на 20 - 25 лет. Но это время уже истекло. А генеральный план как раз и учитывает развитие города. Зонирование, - все это было и в Советском Союзе: были промышленные зоны, жилые, административные. Вся новизна территориального планирования заключается в том, что сейчас нужно это все обновить - обновить с рыночной точки зрения. Должна быть система развития коммунальной инфраструктуры. Это значит, что перед тем, как строить какой-либо объект или микрорайон, должна быть продумана его коммунальная составляющая – водо-, энергообеспечение и т.д. То есть вы должны знать, что вот этот конкретный водопровод должен прийти именно в эту часть города к такому-то объекту, чтобы еще перед началом его строительства было понимание
, что воды хватит. А для этого власти нужно вести такую тарифную политику, которую можно четко объяснить потребителю. Сегодня такая работа еще не носит системный характер, но во многих городах все-таки уже делаются достаточно серьезные попытки в этом направлении.

При таком подходе, при отлаженном механизме зонирования, снимается проблема "точечных застроек". И тогда не будет стоять высотка рядом с трех-, четырехэтажными зданиями. Сейчас уже понастроили и еще понастроят такого, что грустно потом будет всем. Цены на землю бешеные, на рынке спрос большой, и чем больше бизнесмен получит с квадратного метра земли, тем ему выгоднее. А генплан обеспечивает с законодательной точки зрения как дальнейшую нормальную деятельность градостроительства, так и вообще жизнеобеспечение всего города.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)