Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2004 ПО ДЕЛУ N 09АП-1667/04-АК

Разделы:
Составление сводного сметного расчета стоимости строительства; Составление смет в строительстве

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в силу


от 8 сентября 2004 г. Дело N 09АП-1667/04-АК

Девятый арбитражный апелляционный суд при участии в заседании от заявителя: А. по дов. от 29.01.2004 N 042/121, Ч. по дов. от 12.07.2004 N 042/1003; от заинтересованного лица: К. по дов. от 16.02.2004 N 26, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ N 40 по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2004 по делу N А40-9966/04-14-83, принятое по заявлению ФГУП ГМСКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова к МИМНС РФ N 40 по г. Москве о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ФГУП ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к МИМНС РФ N 40 по г. Москве о признании частично недействительным решения МИМНС РФ N 40 по г. Москве.
Заявителем оспаривается частично решение Межрайонной ИМНС РФ N 40 по г. Москве VXTT 27.01.04 за N 07-42/5 в части п. 2.1, резолютивной его части по уплате налога на прибыль, исчисленного заявителем по сроку 28.10.03 в заниженном размере - 2108740 руб., в т.ч.: в федеральный бюджет - 527185 руб.; в бюджет г. Москвы - 1316882 руб.; в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты - 264673 руб.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
При принятии решения суд исходил из того, что решение налогового органа не соответствует закону, нарушает права заявителя.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что согласно представленному организацией договору от 30.09.97 N 1341 с БАПО "Иглам" (резидентом Азербайджана) и актам выполненных работ организация выполняла работы по отработке технической документации, научно-техническому сопровождению изделия, направляла специалистов для решения технических и конструкторских вопросов. По данным организации она не имеет постоянного представительства в Азербайджане в целях применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся в нем постоянное представительство.
Таким образом, доход, полученный за пределами РФ по указанному выше договору, подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на нее, не усматривает оснований к отмене решения.
Доводы апелляционной жалобы при этом во внимание не принимаются в силу следующих обстоятельств.
Решением от 27.01.04 Инспекция указала, что заявитель необоснованно принял к зачету сумму налога на прибыль в размере 2108740 руб., удержанную БАПО "Иглим", Азербайджанская Республика у источника выплаты дохода в соответствии с НК Азербайджанской Республики и подлежащую зачету при определении налогооблагаемой прибыли заявителя в соответствии со ст. 311 НК РФ.
Основанием к такому выводу послужили договорные отношения заявителя с Бакинским АПО "Иглим" по договору от 30.09.97 за N 1341, предметом которого являются использование Бакинским предприятием научно-технической продукции заявителя и научно-техническое сопровождение и авторский надзор заявителем при производстве Бакинским предприятием изделий.
При этом с доходов заявителя, полученных им в Азербайджанской Республике, в соответствии с НК Азербайджанской Республики был исчислен и удержан налог на прибыль, что подтверждается письмами начальника Департамента крупных налогоплательщиков Министерства налогов Азербайджанской Республики от 12.02.03 за N 13-02-23/05 и от 12.09.03 за N 13-02-23/20 и приложенными к ним расчетами по исчислению налога по договору N 1341 от 30.09.97.
Согласно требованиям ст. 311 НК РФ налогоплательщик в целях избежания двойного налогообложения вправе засчитать как уплаченные удержанные с него налоги с полученных им доходов за пределами РФ, в данном споре - в Азербайджанской Республике.
Согласно ст. 12 указанного выше Межправительственного соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие доходы могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель является фактическим владельцем таких доходов, то взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10% от общей суммы доходов.
Факт удержания у заявителя налога на прибыль в Азербайджанской Республике Налоговая инспекция не отрицает, но при этом указала, что заявителем в Азербайджанской Республике по договору N 1341 от 30.09.97 осуществлялась предпринимательская деятельность, а не авторский надзор, следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 7 указанного выше Межправительственного соглашения налог на прибыль должен был уплачиваться на территории РФ, а не в Азербайджанской Республике.
Налоговая инспекция неверно истолковала договорные условия (п. 2.1 договора от 30.09.1997 N 1341 между ФГУП "ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова (далее - ФГУП "Вымпел") и БАПО "Иглим" (далее - договор) и "акты выполненных работ", считая, что в проверенном периоде ФГУП "Вымпел" получало доход от выполнения работ и оказания услуг из источников в Азербайджанской Республике.
Ошибочная квалификация деятельности ФГУП "Вымпел" позволила налоговому органу прийти к выводу о том, что в отношениях по договору подлежит применению п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение), предусматривающий налогообложение доходов от предпринимательской деятельности предприятия одного Договаривающегося Государства, при отсутствии постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве, только в первом Договаривающемся Государстве.
Однако п. 1 ст. 7 Соглашения в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Согласно п. 2.1 договора и актам доход от источника в Азербайджанской Республике возникал от исполнения следующих обязательств: обеспечения предприятия технической документацией для производства изделий; проведения научно-технического сопровождения, авторского надзора; принятия участия в обработке технической документации изделий; направления технических специалистов для решения конструктивных технических и производственных вопросов, возникающих при производстве изделий.
По договору фактически передавалась охраняемая научно-техническая информация по техническим знаниям и процессам, включая методы, способы и навыки, необходимые для производства изделий.
С учетом вышеизложенного к отношениям по налогообложению деятельности, связанной с передачей охраняемой технической информации, подлежит применению ст. 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения, которая предусматривает, что доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие доходы могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем таких доходов, то взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы доходов.
Термин "доходы от авторских прав и лицензий" при использовании в настоящей статье, в частности, означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права пользования любым патентом, ноу-хау, чертежом или моделью, схемой, секретной формулой или процессом или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта.
Доход от передачи технической информации в соответствии с п. 3.1 договора был установлен и определялся актами в процентах от заводской цены поставляемых изделий, что соответствует понятию "роялти" и экономически неприменимо к установлению цены за выполнение работ и оказание услуг.
При установлении цены договора, помимо технической информации (ноу-хау), передаваемой по п. 2.1 договора, учтена стоимость, охраняемая патентами прав на результаты интеллектуальной деятельности ФГУП "Вымпел", которые в силу ст. 138 ГК РФ имеют правовой режим, отличный от правового режима "ноу-хау", что отражено в п. 3.5 договора.
Таким образом, Предприятие правомерно удержало налог из дохода ФГУП "Вымпел" от предоставления ноу-хау по ставке 10%, о чем имеется подтверждение налогового агента от 13.02.2003 N 116/30-117, и данный налог правомерно зачтен при определении налогооблагаемой прибыли ФГУП "Вымпел" в соответствии со ст. 311 НК РФ.
Таким образом, Налоговая инспекция не доказала факт ведения заявителем в Азербайджанской Республике предпринимательской деятельности, поскольку из представленного подлинного договора N 1341 от 30.09.97 следует, что Бакинское предприятие при изготовлении изделий использовало в своей работе научно-техническую документацию заявителя, который осуществлял над ним авторский надзор.
Выполнение заявителем данного вида работ подтверждают и письма Департамента крупных налогоплательщиков Министерства налогов Азербайджанской Республики от 12.02.03 и от 12.09.03.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд установил, что Межрайонная ИМНС РФ N 40 по г. Москве приняла оспариваемое решение с нарушением п. 3 ст. 311 НК РФ и ст. 12 Межправительственного соглашения от 03.07.1997, что повлекло нарушение охраняемых законом прав и интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2004 по делу N А40-9966/04-14-83 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.09.2004.







ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в силу

от 8 сентября 2004 г. Дело N 09АП-1667/04-АК

Девятый арбитражный апелляционный суд при участии в заседании от заявителя: А. по дов. от 29.01.2004 N 042/121, Ч. по дов. от 12.07.2004 N 042/1003; от заинтересованного лица: К. по дов. от 16.02.2004 N 26, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ N 40 по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2004 по делу N А40-9966/04-14-83, принятое по заявлению ФГУП ГМСКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова к МИМНС РФ N 40 по г. Москве о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ФГУП ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к МИМНС РФ N 40 по г. Москве о признании частично недействительным решения МИМНС РФ N 40 по г. Москве.
Заявителем оспаривается частично решение Межрайонной ИМНС РФ N 40 по г. Москве VXTT 27.01.04 за N 07-42/5 в части п. 2.1, резолютивной его части по уплате налога на прибыль, исчисленного заявителем по сроку 28.10.03 в заниженном размере - 2108740 руб., в т.ч.: в федеральный бюджет - 527185 руб.; в бюджет г. Москвы - 1316882 руб.; в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты - 264673 руб.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
При принятии решения суд исходил из того, что решение налогового органа не соответствует закону, нарушает права заявителя.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что согласно представленному организацией договору от 30.09.97 N 1341 с БАПО "Иглам" (резидентом Азербайджана) и актам выполненных работ организация выполняла работы по отработке технической документации, научно-техническому сопровождению изделия, направляла специалистов для решения технических и конструкторских вопросов. По данным организации она не имеет постоянного представительства в Азербайджане в целях применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся в нем постоянное представительство.
Таким образом, доход, полученный за пределами РФ по указанному выше договору, подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на нее, не усматривает оснований к отмене решения.
Доводы апелляционной жалобы при этом во внимание не принимаются в силу следующих обстоятельств.
Решением от 27.01.04 Инспекция указала, что заявитель необоснованно принял к зачету сумму налога на прибыль в размере 2108740 руб., удержанную БАПО "Иглим", Азербайджанская Республика у источника выплаты дохода в соответствии с НК Азербайджанской Республики и подлежащую зачету при определении налогооблагаемой прибыли заявителя в соответствии со ст. 311 НК РФ.
Основанием к такому выводу послужили договорные отношения заявителя с Бакинским АПО "Иглим" по договору от 30.09.97 за N 1341, предметом которого являются использование Бакинским предприятием научно-технической продукции заявителя и научно-техническое сопровождение и авторский надзор заявителем при производстве Бакинским предприятием изделий.
При этом с доходов заявителя, полученных им в Азербайджанской Республике, в соответствии с НК Азербайджанской Республики был исчислен и удержан налог на прибыль, что подтверждается письмами начальника Департамента крупных налогоплательщиков Министерства налогов Азербайджанской Республики от 12.02.03 за N 13-02-23/05 и от 12.09.03 за N 13-02-23/20 и приложенными к ним расчетами по исчислению налога по договору N 1341 от 30.09.97.
Согласно требованиям ст. 311 НК РФ налогоплательщик в целях избежания двойного налогообложения вправе засчитать как уплаченные удержанные с него налоги с полученных им доходов за пределами РФ, в данном споре - в Азербайджанской Республике.
Согласно ст. 12 указанного выше Межправительственного соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие доходы могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель является фактическим владельцем таких доходов, то взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10% от общей суммы доходов.
Факт удержания у заявителя налога на прибыль в Азербайджанской Республике Налоговая инспекция не отрицает, но при этом указала, что заявителем в Азербайджанской Республике по договору N 1341 от 30.09.97 осуществлялась предпринимательская деятельность, а не авторский надзор, следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 7 указанного выше Межправительственного соглашения налог на прибыль должен был уплачиваться на территории РФ, а не в Азербайджанской Республике.
Налоговая инспекция неверно истолковала договорные условия (п. 2.1 договора от 30.09.1997 N 1341 между ФГУП "ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова (далее - ФГУП "Вымпел") и БАПО "Иглим" (далее - договор) и "акты выполненных работ", считая, что в проверенном периоде ФГУП "Вымпел" получало доход от выполнения работ и оказания услуг из источников в Азербайджанской Республике.
Ошибочная квалификация деятельности ФГУП "Вымпел" позволила налоговому органу прийти к выводу о том, что в отношениях по договору подлежит применению п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение), предусматривающий налогообложение доходов от предпринимательской деятельности предприятия одного Договаривающегося Государства, при отсутствии постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве, только в первом Договаривающемся Государстве.
Однако п. 1 ст. 7 Соглашения в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Согласно п. 2.1 договора и актам доход от источника в Азербайджанской Республике возникал от исполнения следующих обязательств: обеспечения предприятия технической документацией для производства изделий; проведения научно-технического сопровождения, авторского надзора; принятия участия в обработке технической документации изделий; направления технических специалистов для решения конструктивных технических и производственных вопросов, возникающих при производстве изделий.
По договору фактически передавалась охраняемая научно-техническая информация по техническим знаниям и процессам, включая методы, способы и навыки, необходимые для производства изделий.
С учетом вышеизложенного к отношениям по налогообложению деятельности, связанной с передачей охраняемой технической информации, подлежит применению ст. 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения, которая предусматривает, что доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие доходы могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем таких доходов, то взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы доходов.
Термин "доходы от авторских прав и лицензий" при использовании в настоящей статье, в частности, означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права пользования любым патентом, ноу-хау, чертежом или моделью, схемой, секретной формулой или процессом или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта.
Доход от передачи технической информации в соответствии с п. 3.1 договора был установлен и определялся актами в процентах от заводской цены поставляемых изделий, что соответствует понятию "роялти" и экономически неприменимо к установлению цены за выполнение работ и оказание услуг.
При установлении цены договора, помимо технической информации (ноу-хау), передаваемой по п. 2.1 договора, учтена стоимость, охраняемая патентами прав на результаты интеллектуальной деятельности ФГУП "Вымпел", которые в силу ст. 138 ГК РФ имеют правовой режим, отличный от правового режима "ноу-хау", что отражено в п. 3.5 договора.
Таким образом, Предприятие правомерно удержало налог из дохода ФГУП "Вымпел" от предоставления ноу-хау по ставке 10%, о чем имеется подтверждение налогового агента от 13.02.2003 N 116/30-117, и данный налог правомерно зачтен при определении налогооблагаемой прибыли ФГУП "Вымпел" в соответствии со ст. 311 НК РФ.
Таким образом, Налоговая инспекция не доказала факт ведения заявителем в Азербайджанской Республике предпринимательской деятельности, поскольку из представленного подлинного договора N 1341 от 30.09.97 следует, что Бакинское предприятие при изготовлении изделий использовало в своей работе научно-техническую документацию заявителя, который осуществлял над ним авторский надзор.
Выполнение заявителем данного вида работ подтверждают и письма Департамента крупных налогоплательщиков Министерства налогов Азербайджанской Республики от 12.02.03 и от 12.09.03.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд установил, что Межрайонная ИМНС РФ N 40 по г. Москве приняла оспариваемое решение с нарушением п. 3 ст. 311 НК РФ и ст. 12 Межправительственного соглашения от 03.07.1997, что повлекло нарушение охраняемых законом прав и интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2004 по делу N А40-9966/04-14-83 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.09.2004.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)