Судебные решения, арбитраж
Составление сводного сметного расчета стоимости строительства; Составление смет в строительстве
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Забияка Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего: Школяр Л.Г.,
судей: Тищенко Т.А., Руди О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Томскнефть" ВНК об обязании не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа
по кассационному представлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области на решение Стрежевского городского суда Томской области от 20 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Тищенко Т.А., объяснения процессуального истца Ч., поддержавшего кассационное представление, представителя ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Л., действующей на основании доверенности от 23.03.2011, согласившейся с решением суда, судебная коллегия
установила:
Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа (далее по тексту - ПНГ).
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований лицензионных условий и проектной документации нефтегазодобывающими предприятиями /__/ в части объемов утилизации ПНГ Томской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ОАО "Томскнефть" ВНК является владельцем лицензии на право осуществления поиска, разведки, добычи нефти и газа на /__/ нефтяных месторождений, расположенных на территории /__/.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией дополнения к проекту разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 4%, в 2011 г. - 49,7%, в 2012 г. - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 3,4%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 147 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. и в последующие годы по /__/ месторождению должен составлять - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 89%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 96 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией проектного документа на разработку /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 46,7%, в 2011 г. - 43%, в 2012 г. - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил - 44%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 175,5 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Дополнение к проекту разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 7,6%, в 2011 г. - 6,6,7% о, в 2012 году - 95,1%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 7,2%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 47,6 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Технологическая схема разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 40,2%, в 2011 г. - 44,9%, в 2012 г. - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 28,3%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 130,9 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Проект разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 82%, в 2011 г. - 84%, в 2012 г. - 9 5%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 73,3%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 5794,2 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Дополнение к технологической схеме разработки /__/ нефтяного месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 50%, в 2011 г. - 95%, в 2012 - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 3,3%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 15317,6 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. и последующих годах должен составлять - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 1,7%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 30415,8 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Считает, что прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа, а также повышенный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сжигание 1 тысячи кубических метров ПНГ сопровождается выбросом в атмосферу 2,77 тонн диоксида углерода, 0,36 тонн иных загрязняющих веществ. Действия ответчика нарушают гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Томский межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать ОАО "Томскнефть" ВНК не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа, добываемого на перечисленных в иске нефтяных месторождениях, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений.
В судебном заседании помощник прокурора г. Стрежевой Семенюк Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Л. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) на /__/ и /__/ месторождениях был в 2010 г. выполнен. За несоблюдение в 2010 г. уровня использования ПНГ на остальных нефтяных месторождениях ОАО "Томскнефть" ВНК было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Законодательством не установлен абсолютный запрет на сжигание попутного нефтяного газа на факелах.
Считает, что прокурором не доказана необходимость обращения в суд с иском, так как у него нет оснований полагать, что в будущем ответчик будет нарушать требования природоохранного законодательства. Прокурором не представлено доказательств нарушения прав граждан со стороны ответчика на благоприятную окружающую среду. Государство в лице своих полномочных органов - Роспотребнадзора и Ростехнадзора подтвердило, что выброс ответчиком загрязняющих веществ не приносит вреда окружающей среде и благополучию человека. Считает, что прокурор является ненадлежащим истцом, так как полномочия на обращение в суд у него отсутствуют.
Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области в суд не явилось, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном заявлении представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области М. полагала, что невыполнение ОАО "Томскнефть" ВПК проектного уровня использования попутного нефтяного газа за 2010 г. на /__/ нефтяных месторождениях не может служить основанием тому, что в 2011 г. ответчиком проектный уровень использования попутного нефтяного газа также не будет обеспечен, так как проектные показатели его использования на 2010 г. и на 2011 г. для данных месторождений различны. Невыполнение проектного уровня по использованию попутного нефтяного газа на 2011 г. будет известно только по окончании 2011 г. В связи с этим понуждать предприятие к обеспечению проектного уровня по использованию попутного нефтяного газа до окончания 2011 г. можно будет только с 01.01.2012. Вместе с тем на /__/ месторождении с 2010 г. должно было быть использовано 95% попутного нефтяного газа. Этот уровень определен на 2011 г., 2012 г. Фактически в 2010 г. на указанном месторождении уровень использования попутного нефтяного газа составил всего 1.7%. Поэтому в отношении /__/ месторождения требования Томского межрайонного природоохранного прокурора, подлежат удовлетворению.
Обжалуемым решением на основании ст. 15 Конституции РФ, ст. ст. 45, 56, 206, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2022 N 7-ФЗ, распоряжения Правительства РФ "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации", Постановления Правительства РФ "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" от 08.01.2009 N 7, ст. 22 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992, ст. ст. 12, 1065 ГК РФ иск Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Томскнефть" ВНК об обязании не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче на /__/ нефтяных месторождениях /__/, оставлен без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Вывод суда об отсутствии нарушений технических проектов при сжигании в 2010 г. ОАО "Томскнефть" ВНК попутного нефтяного газа на /__/ и /__/ месторождениях, противоречит материалам дела.
Вывод суда о невозможности вынесения судебного акта о понуждении ответчика устранить нарушения в сфере использования попутного нефтяного газа в 2011 г. до завершения отчетного периода, т.е. до 31.12.2011, соответственно в 2012 г. - до 31.12.2012 и т.д. является несостоятельным, поскольку фактическим следствием такого подхода является невозможность реализации конституционного права граждан на судебную защиту.
Необоснован вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в связи с непредставлением прокуратурой расчетов выбросов при сжигании ОАО "Томскнефть" ВНК попутного нефтяного газа в 2011 г., а также доказательств, подтверждающих конкретный объем и состав вредных выбросов от сжигаемого газа на указанных в заявлении месторождениях.
Указывает, что нарушение прав неопределенного круга лиц в данном случае является следствием неисполнения ответчиком обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, и вытекающей из нее обязанности по снижению негативного воздействия на окружающую среду всеми доступными способами, в том числе, с применением наилучших существующих технологий, способствующих ее охране, а также рациональному использованию природных ресурсов.
Сведения о виде и количестве загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1 тыс. куб. м попутного нефтяного газа, а также о характере их воздействия на человека и окружающую среду изложены в приобщенных к материалам дела ответах Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Доказательства, противоречащие данным сведениям, ответчиком не представлены. Ходатайство об истребовании у ответчика документов, содержащих данные о видах и количестве образующихся загрязняющих веществ применительно к конкретным месторождениям, судом отклонено.
В качестве основного довода о невозможности удовлетворения исковых требований прокурора судом указано, что решение об их удовлетворении не будет обладать свойством исполнимости.
Данный довод основан на выводе суда о недопустимости использования способа судебной защиты, при котором судебным решением на ответчика возлагается обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов.
Вместе с тем неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, в силу прямого указания ст. 11 ГК РФ, ст. ст. 3, 4, 5 ГПК РФ является основанием для их защиты в судебном порядке.
Считает, что вынесение судебного решения о возложении на ОАО "Томскнефть" ВНК обязанности не позднее 01.01.2012 при добыче попутного нефтяного газа на /__/ месторождениях обеспечить его использование в соответствии с техническими проектами разработки указанных месторождений, требованиям закона не противоречит.
Ссылки на наименование конкретных проектных документов в заявленных исковых требованиях отсутствуют, поскольку в силу ст. 23.2 Закона РФ "О недрах" недропользователь вправе утвердить новый технический проект разработки месторождения (при условии его согласования соответствующей государственной комиссией - ЦКР Роснедра).
Исполнением решения об удовлетворении требований прокурора будет являться обеспечение ответчиком объемов использования добываемого на соответствующих месторождениях попутного нефтяного газа, на уровнях, установленных в действующих проектных документах их разработки.
В возражениях на кассационное представление ОАО "Томскнефть" ВНК просило решение суда оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Росприроднадзора по Томской области, надлежащим образом извещенного о месте, времени и дате судебного заседания.
Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационного представления и возражения на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Согласно ст. 11 ч. 1 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Как следует из материалов дела, ОАО "Томскнефть" ВНК является владельцем лицензий /__/ на осуществления поиска, разведки, добычи нефти и газа на /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, расположенных на территории /__/.
В силу вышеназванной ст. 11 Закона РФ N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. ст. 22, 23, 23.2 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Такими проектными документами являются: "Авторский надзор за реализацией дополнения к проекту разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4488 от 24.12.2008; "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4749 от 02.12.2009; "Авторский надзор за реализацией проектного документа на разработку /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4740 от 26.11.2009; "Дополнение к проекту разработки /__/ месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4481 от 23.12.2008; "Технологическая схема разработки /__/ месторождения", согласованная протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4724 от 11.11.2009; "Проект разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4843 от 17.03.2010; "дополнение к технологической схеме разработки /__/ нефтяного месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 1126 от 26.03.2009; "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4516 от 12.02.2009.
Материалами дела подтверждено, что ответчиком были изменены проектные документы, а именно: "Дополнение к проекту разработки /__/ нефтяного месторождения", утвержденное протоколом ЦКР Роснедра N 5096 от 10.03.2011, согласно которому уровень утилизации попутного нефтяного газа на /__/ нефтяном месторождении в 2010 г. составляет 4,5%; "Дополнение к проекту разработки /__/ месторождения", утвержденное протоколом ЦКР Роснедра N 5078 от 17.02.2011, согласно которому уровень утилизации попутного нефтяного газа на /__/ нефтяном месторождении в 2010 г. составляет 3,4%.
Таким образом, установленный действующим проектным документом уровень использования ПНГ в 2010 г. для /__/ и /__/ нефтяных месторождений ответчиком был выполнен, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что исковые требования истца в этой части не подлежат удовлетворению, а довод кассатора об обратном состоятельным признан быть не может.
Вместе с тем вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований истца об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК при добыче попутного нефтяного газа на /__/ нефтяных месторождения обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений, судебная коллегия считает необоснованным.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
В силу ст. ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Федерального закона N 96-ФЗ).
Наличие вредных выбросов (оксидов азота и серы, продуктов неполного сгорания углеводородов и др.) в атмосферный воздух при сжигании (с потреблением кислорода) на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств в силу ст. 61 ГПК РФ. Поэтому вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с непредставлением прокуратурой расчетов выбросов при сжигании ОАО "Томскнефть" ВНК попутного нефтяного газа в 2011 г., а также доказательств, подтверждающих конкретный объем и состав вредных выбросов от сжигаемого газа на указанных выше месторождениях, не свидетельствует об отсутствии вредного воздействия продуктов горения попутного нефтяного газа на природную среду. Не относятся к обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого дела, и обстоятельства привлечения ответчика к административной ответственности, уплаты им административных санкций. Данные обстоятельства лишь подтверждают факт нарушения ответчиком требований проектных документов при освоении /__/ месторождениях. Кроме того, факт несоблюдения ОАО "Томскнефть" ВНК уровня утилизации ПНГ в 2010 г. судом был установлен и ответчиком не оспаривался, поэтому указание суда на то, что ответчиком предпринимаются меры для достижения проектных показателей утилизации попутного нефтяного газа, на результат дела повлиять не может.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку установлен факт нарушения ответчиком при утилизации попутного нефтяного газа на указанных выше месторождениях пределов допустимого вредного воздействия на окружающую среду, установленных проектными документами, что влечет за собой увеличение вредного воздействия на окружающую среду и нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования прокурора об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК при добыче попутного нефтяного газа на /__/ нефтяных месторождениях не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 366, абз. 4 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Стрежевского городского суда Томской области от 20 июля 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче на /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить, обязать ОАО "Томскнефть" ВНК не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче на /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении.
В остальной части решение Стрежевского городского суда Томской области от 20 июля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2954/2011
Разделы:Составление сводного сметного расчета стоимости строительства; Составление смет в строительстве
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2011 г. по делу N 33-2954/2011
Судья Забияка Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего: Школяр Л.Г.,
судей: Тищенко Т.А., Руди О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Томскнефть" ВНК об обязании не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа
по кассационному представлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области на решение Стрежевского городского суда Томской области от 20 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Тищенко Т.А., объяснения процессуального истца Ч., поддержавшего кассационное представление, представителя ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Л., действующей на основании доверенности от 23.03.2011, согласившейся с решением суда, судебная коллегия
установила:
Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа (далее по тексту - ПНГ).
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований лицензионных условий и проектной документации нефтегазодобывающими предприятиями /__/ в части объемов утилизации ПНГ Томской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ОАО "Томскнефть" ВНК является владельцем лицензии на право осуществления поиска, разведки, добычи нефти и газа на /__/ нефтяных месторождений, расположенных на территории /__/.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией дополнения к проекту разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 4%, в 2011 г. - 49,7%, в 2012 г. - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 3,4%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 147 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. и в последующие годы по /__/ месторождению должен составлять - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 89%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 96 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией проектного документа на разработку /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 46,7%, в 2011 г. - 43%, в 2012 г. - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил - 44%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 175,5 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Дополнение к проекту разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 7,6%, в 2011 г. - 6,6,7% о, в 2012 году - 95,1%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 7,2%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 47,6 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Технологическая схема разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 40,2%, в 2011 г. - 44,9%, в 2012 г. - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 28,3%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 130,9 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Проект разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 82%, в 2011 г. - 84%, в 2012 г. - 9 5%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 73,3%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 5794,2 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Дополнение к технологической схеме разработки /__/ нефтяного месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. по /__/ месторождению должен составлять 50%, в 2011 г. - 95%, в 2012 - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 3,3%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 15317,6 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Проектным документом "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения" минимальный уровень использования растворенного газа (ПНГ) в 2010 г. и последующих годах должен составлять - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 г. уровень утилизации ПНГ на данном месторождении составил 1,7%. Неиспользуемый ПНГ в объеме 30415,8 тыс. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.
Считает, что прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа, а также повышенный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сжигание 1 тысячи кубических метров ПНГ сопровождается выбросом в атмосферу 2,77 тонн диоксида углерода, 0,36 тонн иных загрязняющих веществ. Действия ответчика нарушают гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Томский межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать ОАО "Томскнефть" ВНК не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа, добываемого на перечисленных в иске нефтяных месторождениях, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений.
В судебном заседании помощник прокурора г. Стрежевой Семенюк Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Л. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) на /__/ и /__/ месторождениях был в 2010 г. выполнен. За несоблюдение в 2010 г. уровня использования ПНГ на остальных нефтяных месторождениях ОАО "Томскнефть" ВНК было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Законодательством не установлен абсолютный запрет на сжигание попутного нефтяного газа на факелах.
Считает, что прокурором не доказана необходимость обращения в суд с иском, так как у него нет оснований полагать, что в будущем ответчик будет нарушать требования природоохранного законодательства. Прокурором не представлено доказательств нарушения прав граждан со стороны ответчика на благоприятную окружающую среду. Государство в лице своих полномочных органов - Роспотребнадзора и Ростехнадзора подтвердило, что выброс ответчиком загрязняющих веществ не приносит вреда окружающей среде и благополучию человека. Считает, что прокурор является ненадлежащим истцом, так как полномочия на обращение в суд у него отсутствуют.
Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области в суд не явилось, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном заявлении представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области М. полагала, что невыполнение ОАО "Томскнефть" ВПК проектного уровня использования попутного нефтяного газа за 2010 г. на /__/ нефтяных месторождениях не может служить основанием тому, что в 2011 г. ответчиком проектный уровень использования попутного нефтяного газа также не будет обеспечен, так как проектные показатели его использования на 2010 г. и на 2011 г. для данных месторождений различны. Невыполнение проектного уровня по использованию попутного нефтяного газа на 2011 г. будет известно только по окончании 2011 г. В связи с этим понуждать предприятие к обеспечению проектного уровня по использованию попутного нефтяного газа до окончания 2011 г. можно будет только с 01.01.2012. Вместе с тем на /__/ месторождении с 2010 г. должно было быть использовано 95% попутного нефтяного газа. Этот уровень определен на 2011 г., 2012 г. Фактически в 2010 г. на указанном месторождении уровень использования попутного нефтяного газа составил всего 1.7%. Поэтому в отношении /__/ месторождения требования Томского межрайонного природоохранного прокурора, подлежат удовлетворению.
Обжалуемым решением на основании ст. 15 Конституции РФ, ст. ст. 45, 56, 206, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2022 N 7-ФЗ, распоряжения Правительства РФ "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации", Постановления Правительства РФ "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" от 08.01.2009 N 7, ст. 22 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992, ст. ст. 12, 1065 ГК РФ иск Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Томскнефть" ВНК об обязании не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче на /__/ нефтяных месторождениях /__/, оставлен без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Вывод суда об отсутствии нарушений технических проектов при сжигании в 2010 г. ОАО "Томскнефть" ВНК попутного нефтяного газа на /__/ и /__/ месторождениях, противоречит материалам дела.
Вывод суда о невозможности вынесения судебного акта о понуждении ответчика устранить нарушения в сфере использования попутного нефтяного газа в 2011 г. до завершения отчетного периода, т.е. до 31.12.2011, соответственно в 2012 г. - до 31.12.2012 и т.д. является несостоятельным, поскольку фактическим следствием такого подхода является невозможность реализации конституционного права граждан на судебную защиту.
Необоснован вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в связи с непредставлением прокуратурой расчетов выбросов при сжигании ОАО "Томскнефть" ВНК попутного нефтяного газа в 2011 г., а также доказательств, подтверждающих конкретный объем и состав вредных выбросов от сжигаемого газа на указанных в заявлении месторождениях.
Указывает, что нарушение прав неопределенного круга лиц в данном случае является следствием неисполнения ответчиком обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, и вытекающей из нее обязанности по снижению негативного воздействия на окружающую среду всеми доступными способами, в том числе, с применением наилучших существующих технологий, способствующих ее охране, а также рациональному использованию природных ресурсов.
Сведения о виде и количестве загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1 тыс. куб. м попутного нефтяного газа, а также о характере их воздействия на человека и окружающую среду изложены в приобщенных к материалам дела ответах Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Доказательства, противоречащие данным сведениям, ответчиком не представлены. Ходатайство об истребовании у ответчика документов, содержащих данные о видах и количестве образующихся загрязняющих веществ применительно к конкретным месторождениям, судом отклонено.
В качестве основного довода о невозможности удовлетворения исковых требований прокурора судом указано, что решение об их удовлетворении не будет обладать свойством исполнимости.
Данный довод основан на выводе суда о недопустимости использования способа судебной защиты, при котором судебным решением на ответчика возлагается обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов.
Вместе с тем неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, в силу прямого указания ст. 11 ГК РФ, ст. ст. 3, 4, 5 ГПК РФ является основанием для их защиты в судебном порядке.
Считает, что вынесение судебного решения о возложении на ОАО "Томскнефть" ВНК обязанности не позднее 01.01.2012 при добыче попутного нефтяного газа на /__/ месторождениях обеспечить его использование в соответствии с техническими проектами разработки указанных месторождений, требованиям закона не противоречит.
Ссылки на наименование конкретных проектных документов в заявленных исковых требованиях отсутствуют, поскольку в силу ст. 23.2 Закона РФ "О недрах" недропользователь вправе утвердить новый технический проект разработки месторождения (при условии его согласования соответствующей государственной комиссией - ЦКР Роснедра).
Исполнением решения об удовлетворении требований прокурора будет являться обеспечение ответчиком объемов использования добываемого на соответствующих месторождениях попутного нефтяного газа, на уровнях, установленных в действующих проектных документах их разработки.
В возражениях на кассационное представление ОАО "Томскнефть" ВНК просило решение суда оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Росприроднадзора по Томской области, надлежащим образом извещенного о месте, времени и дате судебного заседания.
Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационного представления и возражения на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Согласно ст. 11 ч. 1 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Как следует из материалов дела, ОАО "Томскнефть" ВНК является владельцем лицензий /__/ на осуществления поиска, разведки, добычи нефти и газа на /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, расположенных на территории /__/.
В силу вышеназванной ст. 11 Закона РФ N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. ст. 22, 23, 23.2 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Такими проектными документами являются: "Авторский надзор за реализацией дополнения к проекту разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4488 от 24.12.2008; "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4749 от 02.12.2009; "Авторский надзор за реализацией проектного документа на разработку /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4740 от 26.11.2009; "Дополнение к проекту разработки /__/ месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4481 от 23.12.2008; "Технологическая схема разработки /__/ месторождения", согласованная протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4724 от 11.11.2009; "Проект разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4843 от 17.03.2010; "дополнение к технологической схеме разработки /__/ нефтяного месторождения", согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра N 1126 от 26.03.2009; "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки /__/ месторождения", согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра N 4516 от 12.02.2009.
Материалами дела подтверждено, что ответчиком были изменены проектные документы, а именно: "Дополнение к проекту разработки /__/ нефтяного месторождения", утвержденное протоколом ЦКР Роснедра N 5096 от 10.03.2011, согласно которому уровень утилизации попутного нефтяного газа на /__/ нефтяном месторождении в 2010 г. составляет 4,5%; "Дополнение к проекту разработки /__/ месторождения", утвержденное протоколом ЦКР Роснедра N 5078 от 17.02.2011, согласно которому уровень утилизации попутного нефтяного газа на /__/ нефтяном месторождении в 2010 г. составляет 3,4%.
Таким образом, установленный действующим проектным документом уровень использования ПНГ в 2010 г. для /__/ и /__/ нефтяных месторождений ответчиком был выполнен, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что исковые требования истца в этой части не подлежат удовлетворению, а довод кассатора об обратном состоятельным признан быть не может.
Вместе с тем вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований истца об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК при добыче попутного нефтяного газа на /__/ нефтяных месторождения обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений, судебная коллегия считает необоснованным.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
В силу ст. ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Федерального закона N 96-ФЗ).
Наличие вредных выбросов (оксидов азота и серы, продуктов неполного сгорания углеводородов и др.) в атмосферный воздух при сжигании (с потреблением кислорода) на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств в силу ст. 61 ГПК РФ. Поэтому вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с непредставлением прокуратурой расчетов выбросов при сжигании ОАО "Томскнефть" ВНК попутного нефтяного газа в 2011 г., а также доказательств, подтверждающих конкретный объем и состав вредных выбросов от сжигаемого газа на указанных выше месторождениях, не свидетельствует об отсутствии вредного воздействия продуктов горения попутного нефтяного газа на природную среду. Не относятся к обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого дела, и обстоятельства привлечения ответчика к административной ответственности, уплаты им административных санкций. Данные обстоятельства лишь подтверждают факт нарушения ответчиком требований проектных документов при освоении /__/ месторождениях. Кроме того, факт несоблюдения ОАО "Томскнефть" ВНК уровня утилизации ПНГ в 2010 г. судом был установлен и ответчиком не оспаривался, поэтому указание суда на то, что ответчиком предпринимаются меры для достижения проектных показателей утилизации попутного нефтяного газа, на результат дела повлиять не может.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку установлен факт нарушения ответчиком при утилизации попутного нефтяного газа на указанных выше месторождениях пределов допустимого вредного воздействия на окружающую среду, установленных проектными документами, что влечет за собой увеличение вредного воздействия на окружающую среду и нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования прокурора об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК при добыче попутного нефтяного газа на /__/ нефтяных месторождениях не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 366, абз. 4 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Стрежевского городского суда Томской области от 20 июля 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ОАО "Томскнефть" ВНК не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче на /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить, обязать ОАО "Томскнефть" ВНК не позднее 01.01.2012 обеспечить минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при его добыче на /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении, /__/ нефтяном месторождении.
В остальной части решение Стрежевского городского суда Томской области от 20 июля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)