Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2011 ПО ДЕЛУ N А75-1686/2011

Разделы:
Составление сводного сметного расчета стоимости строительства; Составление смет в строительстве

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2011 г. по делу N А75-1686/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В., Шабалковой Т.Я.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 31.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-1686/2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" (450008, г. Уфа, ул. К.Маркса, 30, ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра АО, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
С участием представителей сторон: от открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" - Антипин А.В. по доверенности от 11.04.2011.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" (далее - ОАО "АНК "Башнефть", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2011 N 136-ГК/27 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 09.06.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения Обществом условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и техническим документом в части утилизации попутного газа в 2010 году, доказан административным органом представленными доказательствами и не были приняты все зависящие от заявителя меры по их соблюдения.
Постановлением от 31.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции от 09.06.2011 отменено. По делу принят новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа от 24.02.2011 N 136-ГК/27 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов этой судебной инстанции фактическим обстоятельствам, просит отменить постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу, вместе с тем указывая на оставление в силе решения суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая выводы Восьмого арбитражного апелляционного суда законными, просит оставить обжалуемый Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, заслушав представителя Общества, проверил правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В ходе проведенной проверки установлено, что ОАО "АНК "Башнефть" осуществляет свою деятельность с нарушением требований проектного документа "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки Коттынского нефтяного месторождения", установившего использование нефтяного газа с 2010 года полностью, при фактическом уровне использования в 2010 году попутного газа на данном месторождении - 91,4 процента.
В связи с использованием недр на Коттынском нефтяном месторождении с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ХМНI 00883 НЭ и вышеуказанным проектным документом в части уровня утилизации растворенного газа, постановлением Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от 02.02.2011 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Материалы проверки 02.02.2011 направлены по подведомственности в Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, по результатам рассмотрения которых, заместителем руководителя административного органа вынесено постановление от 24.02.2011 N 136-ГК/27 о назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ,
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд апелляционной инстанции указал на то, что в действиях Общества имеется наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Однако Общество предприняло все зависящие от него меры для утверждения и согласования нового проектного документа, которым изменен уровень использования попутного нефтяного (растворенного) газа на Коттынском нефтяном месторождении на 2010 в объеме 91,2 процента, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не может быть признано ОАО "АНК "Башнефть" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр указаны в статье 22 Закона о недрах. Одной из его обязанностей пользователя недр является соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживание и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2 части 2 статьи 22); выполнение условий, предусмотренных в лицензии (пункт 10 части 2 названной статьи).
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с техническими проектами.
Из пункта 3 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.03.2007 N 61 "Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений" (далее - Приказ N 61) следует, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.
Согласно пункту 6 указанного Приказа N 61 в качестве проектных технологических документов могут рассматриваться: проекты пробной эксплуатации, технологические схемы разработки и дополнения к ним, проекты разработки и дополнения к ним, технологические схемы опытно-промышленных работ на отдельных участках и залежах, авторские надзоры за реализацией проектных технологических документов.
Проектные технологические документы проходят согласование в Федеральном агентстве по недропользованию (пункт 1.5 Приказа).
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства сторон, установил, что ОАО "АНК "Башнефть" является владельцем лицензии на пользование недрами ХМН 0083 НЭ на поиск и добычу нефти и газа в пределах Кирско-Коттынского лицензионного участка в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. Срок окончания лицензии 26.10.2026.
В пункте 8.1 лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Кирско-Коттынского лицензионного участка, являющегося приложением к вышеуказанной лицензии и неотъемлемой ее частью, указано, что все работы владельцем лицензии должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации о недрах и охране окружающей среды.
Разработка лицензионного участка должна осуществляться согласно проектным документам, утвержденным Центральной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (далее - ЦКР Роснедра) в установленном порядке (пункт 8.2 лицензионного соглашения).
Техническим проектом "Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки Коттынского нефтяного месторождения", утвержденным председателем ЦКР Роснедра 01.07.2008, предусмотрено, что нефтяной попутный газ с 2010 года должен использоваться полностью (л.д. 105-106, том 2).
Материалами дела подтверждено, что фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного растворенного газа на указанном месторождении составил 91,4 процентов.
Таким образом, вывод судов о наличии в действиях ОАО "АНК "Башнефть" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является правомерным.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение), которым установлен порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее - проектная документация), по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (пункт 1 Положения).
Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользование или его соответствующий территориальный орган.
Судом апелляционной инстанции дана оценка представленным Обществом доказательствам о принятии мер, направленных на утверждение и согласование нового проектного документа использования при разработке Коттынского нефтяного месторождения попутного (растворимого) газа на 2010 год.
Из установленных обстоятельств следует, что ЦКР Роснедра письмом от 23.10.2009 N 323/1 были запрошен график рассмотрения проектной технологической документации по месторождениям, включая и Коттынское, который представлен Обществом в установленный срок. Из протокола заседания Западно-Сибирское Территориальное отделение ЦКР Роснедр по УВС "Проект разработки Коттынского месторождения" от 14.12.2010. N 1311, утвержденного председателем ЦКР Роснедра по УВС 31.01.2011, судом апелляционной инстанции обосновано сделаны выводы о том, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры для утверждения и согласования нового проектного документа на 2010 год, включая и процент использования растворенного газа при освоении Коттынского месторождения и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ оно не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ отсутствие вины является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Су кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 31.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1686/2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
Т.Я.ШАБАЛКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)