Статьи
Новиков В. П

СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ И РАСЦЕНКИ

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'

Разделы:
Состав и содержание сметно-нормативной базы; Составление смет в строительстве







Государственными (федеральными) сметными нормативами и расценками (ГСН, ГЭСН, ФЕР) называются сметные нормативы, которые входят в состав действующих строительных норм и правил Российской Федерации. Они вводятся в действие государственными органами по делам строительства (Департамент строительства Минпромэнерго (8-я группа подгруппы 81, 82 и 83 «Документы по экономике»),  применяются для всех отраслей народного хозяйства и обязательны для применения при строительстве объектов с использованием средств федерального бюджета.

Отраслевыми сметными (ОСН) нормативами называются сметные нормативы, введенные для строительства, которое осуществляется в пределах соответствующей отрасли и вводится в действие министерствами (или другими уполномоченными органами федерального управления), корпорациями (РАО ЕЭС, ОАО «РЖД» и др.) для осуществляемого в пределах соответствующей отрасли строительства

К территориальным сметным нормативам (ТСН) относятся сметные нормативы, введенные в действие для строительства администрациями субъектов Российской Федерации, осуществляемого на территории соответствующего субъекта, и обязательные для применения при строительстве объектов, осуществляемых за счет средств бюджета соответствующего субъекта. Эти нормативы не должны противоречить федеральным нормам.

При этом следует отметить, что территориальные сметные нормативы могут использоваться организациями, осуществляющими строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам (ФСН) или к собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

Укрупненными сметными нормативами являются сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе: нормативы накладных расходов; нормативы сметной прибыли; сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время; сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений; индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен; нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора).

Таким образом, ценообразование в строительстве — сложный и многофакторный процесс. Это обусловлено тем, что продукция строительного комплекса отличается необычайно большой материалоемкостью (как по объему, так и по номенклатуре), высокой трудоемкостью изготовления, длительным сроком производства, привязкой к месту строительства. Строительство многих объектов продолжается месяцы и годы. В условиях инфляции приходится регулярно пересчитывать сметную стоимость с учетом коэффициентов и индексов инфляции.

Есть еще одна особенность строительной продукции — ее высокая технологичность и нормативность. Существует огромное количество нормативных актов, выпускаемых органами Госстроя России, местными и ведомственными органами ценообразования в строительстве, которые регламентируют все этапы формирования строительной продукции — от проектно-изыскательских работ до актов сдачи-приемки выполненных работ. Для каждого вида ремонтных, строительно-монтажных и специальных работ разработаны нормы расхода материалов и конструкций, нормы затрат труда рабочих и нормы времени эксплуатации машин и механизмов. Если собрать все нормативы, которые используются в сметных расчетах вместе, то получатся длинные стеллажи с тысячами томов книг.

Стоимость строительства индивидуальна для каждого объекта. Даже при использовании типовых проектов сметная стоимость каждого из них рассчитывается отдельно. Это значительно усложняет работу специалистов, занятых выпуском сметной документации или работой с нею. В связи с трудоемкостью и сложностью процесса формирования стоимости строительной продукции вопрос автоматизации сметных расчетов всегда стоял очень остро.

Первая система сметных расчетов АВС-3ЕС для машин класса ЕС была создана еще в начале 1980 гг. группой разработчиков автоматизированных систем управления под руководством В. М. Шершнева. В начале 1990-х гг. в производство пришли ПЭВМ. В это же время стали появляться первые программы сметных расчетов, предназначенные для использования на компьютерах — «АРС», «Багира», «БАРС», «РИК». Позже этот список пополнился программами «WinСмета», «WinАВеРС», «А0», «Ресурсная смета», «Гранд-СМЕТА» и т. д. В 1990 г. также вышла в свет первая версия универсальной финансово-строительной системы «СМЕТА Плюс».

Одиннадцатого февраля 1998 г. вышло постановление № 18–15 Госстроя России «О переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве». Новую нормативную базу необходимо было разработать, издать и внедрить. Следует отметить, что периодическая разработка новых нормативов для определения сметной стоимости строительства дело обычное в строительном производстве. Сметчики со стажем помнят переход на нормы и цены 1969, 1984, 1991 г. И все-таки переход на нормативную базу 2001 г. стал особенным.

Впервые такое крупномасштабное мероприятие начиналось в условиях отсутствия централизованного финансирования и поддержки со стороны государства, в условиях рыночных цен, постоянной инфляции и высокой стоимости типографских услуг, дефицита квалифицированных кадров и специализированных проектных институтов, которые могли бы разработать новые нормативы качественно и быстро.

Но впервые при разработке новых нормативов можно было активно использовать компьютерную технику и программное обеспечение в области ценообразования в строительстве, которое в 1990-е гг. получило широкое распространение и бурно развивалось.

Ответственность за разработку новой нормативной базы была возложена на Управление ценообразования при Госстрое РФ, и в частности на Межрегиональный центр ценообразования в строительстве (МЦЦС). Вскоре после принятия постановления МЦЦС объявил конкурс претендентов на разработку компьютерного программного обеспечения, на котором будут создаваться Нормативы 2001 г. В конкурсе приняли участие около 10 фирм — разработчиков компьютерных программ сметных и смежных расчетов. Среди них были авторы программ «РИК», «Багира», «Ресурсная смета», «WinСмета» и др. из Москвы, «АВС» из Новосибирска, «СМЕТА Плюс» из Екатеринбурга. Победителями были признаны разработчики программ «РИК», «Багира» из Москвы и «АВС» из Новосибирска. Они получили дипломы победителей и участвовали в разработке нормативов федерального уровня, остальным были вручены дипломы участников конкурса.

В 1999 г. вышел документ «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территориии Российской Федерации» (МДС– 81.1.99), в котором впервые были даны рекомендации по использованию компьютерных программ в сметных расчетах. Отмечалось, что особое внимание следует обратить на то, чтобы программа обязательно имела сертификат Госстроя РФ установленного образца. Все сметные программы должны пройти сертификацию в Госстрое РФ на соответствие программы требованиям этого документа. В настоящий момент сертификаты имеют около 20 компьютерных программ сметных расчетов.

В 2000 г. в МЦЦС Госстроя РФ было принято решение о создании единого электронного формата данных Нормативов 2001 г. Разработка новых нормативов в едином формате должна была стать очень важным шагом на пути решения вопроса о свободе выбора и использования сметчиками той или иной компьютерной программы сметных расчетов. Нормативы в едином формате могут применяться в сметных расчетах в любой компьютерной программе, в которой есть конвертор, позволяющий преобразовывать их в форматы, используемые в программе. В течение 2000–2001 гг. были разработаны первые нормативы 2001 г. федерального уровня, сначала на ремонтные работы (ГЭСНр, и ФЕРр), а затем на другие виды работ (ГЭСН, ФЕР, ГЭСНм, ГЭСНп и т. д.).

В Базу-2001 включены государственные элементные сметные нормы (ГЭСН- 2001). Она содержат номенклатуру работ базы и перечни необходимых для их выполнения ресурсов (трудовых, материальных, технических). Кроме того, федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) включают в себя стоимости работ в ценах 2000 г. для Московской области. ФЕР получены из ГЭСН путем подстановки соответствующих цен ресурсов (при этом производится корректировка номенклатуры ресурсов). Цены ресурсов по Московской области собраны в Федеральном сборнике сметных цен (ФССЦ). Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001) представляют собой аналог ФЕР-2001 с привязкой по регионам России. Нормативно-методическая литература определяет порядок использования базы, методы расчетов и др.

Разработкой Базы-2001 занимались федеральные структуры. В нее включены ГЭСН, методическое обеспечение и пример использования — ФЕР-2001. Регионы из расчета своих цен на ресурсы привязывают ГЭСН к собственным реалиям и выпускают ТЕР-2001. Так как одновременно запустить в работу все ТЕР в стране невозможно, в регионах допускается использование ФЕР-2001 с соответствующими поправочными коэффициентами.

Сегодня в России происходит переход на сметно-нормативную базу 2001 г. В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 08.04.2002 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 1 сентября 2003 г. сметно-нормативные базы от 1991 и 1984 г. не могут применяться для разработки проектно-сметной документации на вновь начинаемые объекты строительства.

Переходу сопутствуют проблемы. В частности, неготовность ТЕР во многих регионах и имеющиеся ошибки и недочеты в ГЭСН, немедленно переходящие в ТЕР. К этому добавляется отсутствие достаточной информации по ценам на ресурсы, неурегулированность вопросов с пересчетом сметной стоимости в текущие цены, отсутствие опыта работы с новой базой у сметчиков. Частые обновления базы (выпуск новых сборников ТЕР, исправление найденных ошибок и опечаток) также не добавляют стабильности. Все нововведения приходится внимательно отслеживать. Кроме того, следует отметить, что существуют различные мнения о предпочтительности того или иного метода расчета смет в строительстве.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)