Статьи
Е. Кальчевская

ПОДКЛЮЧЕНИЕ КОММУНИКАЦИЙ: ЗАТРАТЫ ИНВЕСТОРА

Разделы:
Составление сводного сметного расчета стоимости строительства; Составление смет в строительстве




Эксплуатация объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов) невозможна без подключения построенных объектов к системам энергоснабжения, водоснабжения и канализации, к тепловым сетям.

Технологическое присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на платной основе.

Смотрите также: "Подключение коммуникаций: затраты подрядчика".


Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер, что установлено п. 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Правила технологического присоединения утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861. Действия Правил распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Включение указанных затрат в состав платы за услуги по передаче электрической энергии не допускается, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 03.04.2006 №03-03-04/1/314.

В соответствии с п. 4 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2009 №201-э/1, плата за технологическое присоединение взимается:

  • в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых устройств, присоединенная мощность которых увеличивается;
  • в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких устройств.

Ответ на вопрос, как учесть расходы в виде платы за технологическое присоединение к электрическим и иным инфраструктурным сетям и за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, содержится в ряде писем Минфина, вышедших в 2009 г.

В частности, в Письме Минфина России от 23.01.2009 №03-03-05/6 сказано следующее: расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

О том, что расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств налогоплательщика, взимаемой в порядке, установленном Законом "Об электроэнергетике", учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, говорится в Письмах Минфина России от 12.02.2009 №03-03-06/1/59 и от 25.05.2009 №03-03-06/1/342.

В Письме от 10.04.2009 №03-03-05/62 Минфин указал, что при определении порядка учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств следует руководствоваться Письмом Минфина России от 23.01.2009 №03-03-05/6.

Учитывая, что расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением или сооружением, а также доведением данных основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, а фактически являются оплатой работ сетевых организаций по обеспечению энергоснабжения всех потребителей, такие расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организации в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом в первоначальную стоимость подлежат включению только расходы в виде оплаты работ по подключению энергопринимающих устройств (энергетических установок) как объектов амортизируемого имущества к электрическим сетям.

Если расходы в виде платы за технологическое присоединение в соответствии со статьей 318 НК и применяемой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения прибыли относятся к косвенным расходам, такие расходы включаются в состав расходов текущего налогового (отчетного) периода.

Кроме того, в Письме от 04.09.2008 №3-2-06/29 ФНС России разъясняет, что затраты в виде платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходах в соответствии с положениями НК РФ.

В отношении платы, взимаемой за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, по мнению Минфина России, следует применять аналогичный порядок признания расходов.

Одновременно Минфин сообщает, что указанный порядок предусмотрен нормами п. 1 статьи 256 и статьи 257 НК, регулирующими порядок определения и изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, а также положениями НК, устанавливающими порядок налогового учета прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и подлежит применению с даты введения в действие главы 25 НК.

Возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций, а также внесение изменений в налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за предыдущие налоговые (отчетные) периоды осуществляются в соответствии с положениями статей 54, 78, 79, 81 НК.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Обоснованными расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, что установлено абз. 3 п. 1 статьи 252 НК.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходы, произведенные налогоплательщиком, согласно п. 2 статьи 252 НК, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии с п. 2 статьи 253 НК расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Плату за технологическое присоединение следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Также учитывается и плата, взимаемая за подключение к системам коммунальной инфраструктуры.

Теперь становится понятным, почему в Письме от 10.04.2009 №03-03-05/62 говорится о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций, а также о внесении изменений в налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за предыдущие налоговые (отчетные) периоды. Ведь организации, осуществившие подключение коммуникаций и включившие суммы расходов на подключение в первоначальную стоимость объектов недвижимости, уплатили суммы налога на прибыль, намного превышающие те суммы, которые они могли бы уплатить в бюджет, если бы учли расходы на подключение в целях налогообложения единовременно в составе прочих расходов организации. Существующая на сегодняшний день позиция Минфина более выгодна для налогоплательщиков.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)