Статьи
Е. Кальчевская

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТОЧЕЧНОЙ ЗАСТРОЙКИ (НАЧАЛО)

Разделы:
Планировка, застройка, реконструкция




Все чаще и чаще в последнее время активно обсуждается проблема так называемой точечной застройки. Определения понятию "точечная застройка" в законодательстве РФ нет.

Точечная застройка характерна для крупных городов. Как правило, точечная застройка воспринимается как фактор отрицательного характера, создающий серьезные неудобства для граждан, проживающих в близлежащих домах, в результате ущемления их прав на комфортное проживание. Точечная застройка отрицательно сказывается на экологических характеристиках затрагиваемого пространства.

По сути, точечная застройка есть отклонение от общего градостроительного плана. Потребность в ней не оправдана интересами граждан и прежде всего проистекает из стремления инвестора сэкономить:

  • не надо расходовать средства на коммуникации (водоснабжение, энергообеспечение);
  • облегченный доступ на строительную площадку.

Согласование места точечной застройки

Для согласования места расположения и содержания действий по точечной застройке необходимо совершение определенных правовых действий.

Проведенные местными органами власти в рамках предоставленных этим органам правомочий, они приобретают свойства правовых актов. Появление соответствующих административно-правовых актов большей частью происходит в форме согласования между указанными в законе местными органами управления.

В Градостроительном кодексе города Москвы детально определен процесс разработки плана застройки городских территорий.

Так, статья 34 проекта о разработке, согласовании и утверждении проекта планировки территории указывает следующее.

1. Разработка проекта планировки территории осуществляется в соответствии с планом (программой) реализации Генерального плана города Москвы или планом реализации территориальной, отраслевой схемы. Основанием для разработки проекта планировки территории могут быть:
  • договор о развитии застроенной территории, который заключается Правительством Москвы в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом (ГСК);
  • план (программа) реорганизации территории, в соответствии с которым город Москва осуществляет подготовку территории для целей ее реорганизации, в том числе строительство объектов инфраструктуры и формирование земельных участков для строительства объектов капитального строительства, после чего сформированные земельные участки предоставляются на конкурсной основе физическим и юридическим лицам;
  • план (программа) реорганизации территории, в соответствии с которым город Москва осуществляет весь комплекс мероприятий по реорганизации территории.

2. Проект планировки территории подлежит:
  • рассмотрению на публичных слушаниях;
  • согласованию с главой управы района города Москвы, с префектом административного округа города Москвы, территория которого входит в границу разработки проекта планировки территории или имеет общую границу с территорией, в границах которой осуществляется разработка проекта планировки территории;
  • согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проекта Генерального плана города Москвы, с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (при наличии в границах разработки проекта планировки территории объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических территорий), с иными отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными Правительством Москвы согласовывать документацию по планировке территории в городе Москве.

Соответствующие положения сформулированы в статье 2 ГСК в виде основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Основные принципы точечной застройки

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
  • осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
  • участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
  • ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности относятся:
  • подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов РФ;
  • утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных ГСК;
  • утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
  • осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГСК.

Предложения об осуществлении точечной застройки зачастую преподносятся как благо для окружающих, а возводимый объект квалифицируется как необходимый для совершенствования общей структуры существующей территориальной планировки.

Лица, "заинтересованные" в точечном строительстве

К лицам, заинтересованным в точечном строительстве, уж точно не относятся жильцы домов, придомовая территория которых приглянулась инвестору и местным властям. Для жильцов такое строительство означает грубое вторжение в среду обитания с вырубкой деревьев, постоянной работой грузовиков Man под их окнами.

Из всех перечисленных благородных задач, которые могут быть продекларированы, жильцы окажутся вне комфортности проживания, если будет осуществлено задуманное строительство. Согласно п. 10 Постановления земельные участки под строительство малых предприятий потребительского рынка и услуг Московский земельный комитет совместно с префектом ЮАО должны выделять на бесконкурсной основе. При этом отметим, что расположение объекта должно было быть обозначено в схеме территориального планирования муниципального района, а эта схема опубликована.

Весьма часто бывает, что проживающие в окрестных домах такой схемы не видели.

В то же время согласно ГСК заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке (п. 5 и 7 статьи 20 ГСК).


Смотрите далее: "Преимущества и недостатки точечной застройки (окончание)".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)