Статьи
Ардзинов В.

МЕТОДИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Отрывок из книги Ардзинова В. ''Ценообразование и составление смет в строительстве''

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'

Разделы:
Состав и содержание сметно-нормативной базы; Составление смет в строительстве





Для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база.

Современная методическая и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции представлена на рис. 1.2.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Основным методическим документом является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–35.2004 — далее Методика).

Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. взамен Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81–01–94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–1.99), Указаний по применению ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (МДС 81–28.2001), Указаний по применению ГЭСНм—2001 на монтаж оборудования (МДС 81–29.2001), Указаний по применению ГЭСНп—2001 на пусконаладочные работы (МДС 81–27.2001), Общих указаний по применению ГЭСНр—2001 на ремонтно-строительные работы, а также Временных методических указаний по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог (МДС—30.2002).

В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.

Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства.

Вместе с тем, не все то, что было отменено, есть в новой Методике (в частности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).

Приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81–33.2004), введенные в действие с 12 января 2004 года. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Документ дополнен нормативами накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Все изменения нашли отражение в приложениях 3–5.

Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15 приняты и введены в действие с 01.03.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81–25.2001). Здесь прежде всего следует отметить введение нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

В настоящее время по нормативам сметной прибыли на строительные, монтажные, ремонтно-строительные, ремонтно-реставрационные работы следует руководствоваться данными приложений 6, 7 и 12.

В практической работе для участников строительства весьма полезны Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаци» (МДС 83–1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. Также в них приводятся общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.

Достаточно ценным с практической точки зрения является материал приложений к МДС 83–1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).

Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81–3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 1.01.2000 постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам (приложение 17). На основе приведенного в МДС 81–3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).

Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы данной работы.

В новой структуре федеральных органов исполнительной власти Госстрой России с 01.12.2004 вошел в состав Министерства регионального развития Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами ценообразования и нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам — Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Комитеты по строительству при администрациях регионов.

Основным нормативным документом в строительстве является СНиП («Сметные нормы и правила») в 4 частях.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — «Сметные нормы и правила» и «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН), а также другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определенными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.

Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы широко используются также при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81–35.2004, так и в общих указаниях к сборникам нормативов.

Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).

Из рис. 1.2 также видно, что сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные.

Состав сметных нормативов по определенным критериям показан на рис. 1.3.

Как видно из рис. 1.2 и 1.3, сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К действующим элементным сметным нормативам относятся:

  • государственные (федеральные) элементные сметные нормы (ГЭСН-2001);
  • территориальные элементные сметные нормы (ТЭСН);
  • единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001);
  • сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия и конструкции, цены на перевозки грузов для строительства, средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборник ССЦ) и др.
К действующим укрупненным сметным нормативам относятся:
  • сметные нормативы, выраженные в процентах:
  • нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ;
  • нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);
  • сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81–05–01–2001, ГСНр 81–05–01–2001);
  • сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81–05–02–2001, ГСНр 81–05–02–2001);
  • резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81–35.2004);
  • индексы изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен;
  • укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):
  • укрупненные показатели на виды работ (УПВР);
  • укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
  • укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);
  • прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
  • укрупненные сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;
  • укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР);
  • удельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например, в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.
Состав сметных нормативов более подробно дан в приложении 1.

Основными элементными сметными нормативами являются нормативы в сборниках ГЭСН-2001. Предназначены для определения состава и потребностей материальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они могут иметь рекомендательный характер.

Показатели ГЭСН-2001 используются при разработке ПОС и ППР. Они могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

Состав новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга показан на рис. 1.4.

Следует обратить внимание на издание новых сборников норм и расценок на многие работы как на федеральном, так и территориальном уровнях.

Кроме того, вышли следующие новые указания:
1. МДС 81–36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.
2. МДС 81–37.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на монтажные работы.
3. МДС 81–38.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).
В связи с этим Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб., ТЕРр-2001 СПб. и ТЕРм-2001 СПб подлежат корректировке, включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ. Скорректированные Общие указания издаются РЦЦС СПб.

Положительным моментом в развитии новой сметно-нормативной базы является появление территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы (ТЕРрр-2001 СПб.).

В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10–301–2003 СПб.) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб. разработаны и утверждены Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб.) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и воссоздания янтарного набора предметов декоративно-прикладного искусства.

При составлении смет на ремонтно-реставрационные работы используются также нормативы, принятые Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга распоряжением от 23.06.2003 г. № 26-р «Об утверждении размеров лимитированных затрат, включаемых в сметную документацию на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов» (приложение 12).

В составе новой сметно-нормативной базы отсутствуют сборники сметных цен на железнодорожные и речные перевозки.

Как известно Госстрой России отменил с 01.09.2003 г. сметно-нормативные базы 1984 и 1991 гг.

После введения Госстроем России с 01.05.2000 г. ГЭСН-2001 в Санкт-Петербурге были отменены территориальные сметные нормативы (ТСН-98) в составе сборников показателей ресурсов (ПРС-98 — на строительные работы, ПРР-98 — на ремонтные работы) и другие, которые использовались взамен ЭСН-84.

Для сравнения приведем сопоставление затрат ресурсов по четырем системам элементных сметных норм на примере кирпичной кладки.

Из приведенных в табл. 1.1 сравнительных данных видно, что изменения элементов затрат ресурсов в основном коснулись трудовых затрат. По сравнению с базовыми ЭСН-84 затраты труда рабочих в ПРС-98 возросли почти в 1,8 раза, а в ГЭСН-2001 — на 34%. Такая динамика может отражать фактические затраты, но не свидетельствует о росте производительности труда рабочих за последние 16 лет. В условиях применения новых машин, механизмов и более совершенных строительных материалов, значительно снижающих трудоемкость работ, рост выработки, требующий снижение затрат труда, является следствием. По нормам ГЭСН-2001 затраты труда машинистов и время использования машин имеют естественное снижение относительно предыдущих периодов (в среднем на 43%). В ГЭСН-2001 в отличие от предыдущих систем нормативов наблюдается некоторое повышение затрат материальных ресурсов, что ведет наряду с ростом цен к увеличению сметной стоимости строительной продукции.

В целом, затраты ресурсов в ГЭСН-2001 занимают примерно среднее положение по сравниваемым нормативным базам.

Следует отметить, что и новая сметно-нормативная база имеет ряд существенных недостатков. Например, сборники ГЭСН-2001 на 80–90% состоят из норм, разработанных по старым технологиям производства работ. Нормы затрат и особенно размеры основной заработной платы в единичных расценках (из-за искусственно заниженных часовых тарифных ставок и разрядности работ) не соответствуют рыночным (реальным) показателям. Поэтому подрядные организации вынуждены требовать от заказчиков соответствующей компенсации по заработной плате. В результате взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком часто осуществляются с нарушениями действующего законодательства и основ сметного ценообразования.

Необходимо постоянно обновлять сметно-нормативную базу нормами и расценками, которые соответствовали бы современным технологиям и реальной экономической ситуации.

На территориальном уровне РЦЦС разрабатывают региональные нормы, расценки и сметные цены на местные ресурсы. Примером могут служить ежемесячные издания СПб РЦЦС «ЦиСН» и «Сборник средних сметных цен на основные строительные ресурсы» (ССЦ), где приводится оперативный материал для решения вопросов ценообразования и сметного нормирования. Это касается, в первую очередь, индексов пересчета сметной стоимости строительства в целом и по видам работ, а также текущих сметных цен на строительные ресурсы.

Методика расчета индексов заключается в периодическом отслеживании и статистической обработке текущих цен на строительную продукцию, работы и ресурсы с последующим усреднением полученных индексов.

В «ЦиСН» приводятся индексы по видам строительства, зданий, сооружений, работ и конструкций к элементам прямых затрат в сметных ценах на 01.01.2001 и на 01.01.1984.

Для расчета индексов применяют различные методы. Основным является метод Госстроя РФ. Он базируется на ресурсном подходе к определению стоимости строительной продукции.

Имеются Методические рекомендации по расчетам индексов на строительную продукцию для подрядных строительных организаций, введенные Госстроем России в ноябре 1996 г.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)